Банк игр и упражнений
В групповой работе часто бывают моменты, когда необходимо сменить вид деятельности, разрядить атмосферу:
− ребята устали от напряженной личностной работы или после тяжелого дня и не способны в данный момент заниматься. Однако вы не можете отпустить подростков домой, отменив занятие. Если дело происходит в школе, этот урок может быть не последним, а в психологическом центре за некоторыми ребятами в определенное время приезжают родители;
− на занятии произошла какая-то травмирующая ситуация, и вы не считает нужным в данный момент работать с ней (не хватает времени; не совсем ясно, что делать; просто не имеет смысла заострять на ней внимание);
− надо эмоционально подготовить ребят к восприятию какой-то темы (к разбору ситуации, к упражнению, к групповой работе, дискуссии).
Возможны и другие случаи, когда необходимо разрядить обстановку, создать атмосферу открытости, доверия, защищенности.
Предлагаем вашему вниманию ряд игр и упражнений, которые, по нашему опыту, оказываются эффективными в описанных выше ситуациях. Разделим их условно на два типа — «динамичные» и «эмоциональные», — однако именно условно, поскольку любое из предложенных упражнений многофункционально и может быть использовано для разных целей.
Упражнения и игры первого типа (динамичные)
Упражнения и игры первого типа более динамичные, подвижные. Они позволяют размяться, а также создают условия для тактильных контактов между участниками. Эти игры и упражнения, как правило, не обсуждаются в группе, в ходе их выполнения подростки приобретают опыт совместного эмоционального переживания. К этой группе игр можно отнести и знакомый всем «Ручеек». Наверняка вы и сами помните немало подвижных игр, которые можно предложить ребятам.