Введение

Рязанова Д.В.

Р 99 Тренинг с подростками: С чего начать? Пособие для психолога и педагога. — М.: Генезис, 2003. — 138с.: силл. — (Психологическая работа с детьми)

 

Вы решили попробовать свои сипы в качестве тренера психо­логической группы? Тогда эта книга — для вас. Не секрет, что групповая работа с подростками таит в себе много неожиданностей, и любой тренер испытывает особое волнение, впервые встречаясь с группой. Чем отличается тренер от учителя? Что может произойти в подростковой группе и как работать с возникающими проблемами? С чего начать?

В книге приводятся сценарии занятий, но это не просто абстрактная программа, а живое описание опыта работы автора с группами подростков в разных условиях: в психологическом или досуговом центре, в школе на уроках или во внеурочное время. Вы найдете конкретные рекомендации по работе с кризисными ситуациями, по налаживанию взаимодействия и созданию атмосферы доверия. Кроме того, в книге приводится банк игр и упражнений.

Основная цель этой книги — помочь психологам и педагогам орга­низовать и провести тренинг с подростками, избежав при этом типичных ошибок.

ISBN-5-85297-074-3

© Рязанова Д.В, 2003

© Издательство «Генезис», 2003

 

Введение

 

Предлагаем вашему вниманию описание опыта работы с подростками в психологическом центре и в школе (как на уроках, так и во внеурочное время). В центре книги — программа работы в условиях психологического центра. Она предназначена прежде всего для начинающего тренера, поэтому в ней много уточнений, деталей, вариантов упражнений. Программа также поможет в работе студенту или выпускнику психологического ВУЗа, психологу, опытному педагогу, решившему попробовать свои силы в качестве тренера-психолога. Ведущему необходимы знания основ психологии, особенностей подросткового возраста, личный опыт участия в тренингах и, конечно, желание работать с подростками.

В зависимости от того, где будет проводиться работа, — в школе (на уроках или факультативно), в психологическом или досуговом центре, — занятия будут различаться по форме и по содержанию.

В группе, созданной при психологическом центре, тренеру легче создать доверительную и открытую атмосферу. Подростки чувствуют себя там более защищенными, поскольку между ними нет постоянных отношений за пределами группы (а если участники встречаются и вне занятий – это показатель близких отношений между ними). У них также нет общего окружения, и поэтому информация, высказанная во время тренинга, скорее всего не станет известна знакомым, учителям или одноклассникам. В такой группе можно предлагать упражнения, требующие самораскрытия и доверия. Кроме того, занятие в центре (в отличие от урока) в случае необходимости можно продлить на 10—15 минут, чтобы дать возможность высказаться всем желающим, отреагировать возникшие чувства.

В школе ситуация иная. Дети общаются и вне тренинговых встреч, кроме того, если занятия включены в сетку расписания, то их посещают и те, кто хочет заниматься самопознанием и саморазви­тием, и те, кто просто вынужден приходить, поэтому лучше предлагать подросткам безопасные упражнения, не затрагивающие возможных внутренних проблем участников и не вызывающие сильных чувств.

Промежуточный вариант — проведение занятий в школе факультативно, когда набирается группа желающих из разных классов. (Возможны отдельные наборы учеников 8—9 и 10—11 классов, а также разновозрастные группы, состоящие из учеников 8—11 классов.) В такой группе атмосфера обычно более открытая и спокойная, нежели на уроке.

Занятия проводятся раз в неделю, продолжительность одной встречи — 2,5—3 часа, включая 15—20-минутный перерыв на чаепитие. Чаепитие делает группу более сплоченной, а занятия — более «теплыми» и «домашними». Конечно, такой режим возможен только в случае работы в психологическом центре или в школе после уроков. Если же вы проводите встречи в рамках урока, то можно делить каждое предлагаемое здесь занятие на два.

На страницах этой книги вы найдете и сценарии занятий с подробными комментариями для ведущего, и размышления о проблемах, стоящих перед психологом, и конкретные предложения по выходу из кризисных ситуаций.