РОЛЬ РЕЛИГИИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Место и значение религии в обществе определяются ис­полняемыми ею функциями, к которым можно отнести ре­гулятивную, воспитательную, мировоззренческую, компен­саторную, коммуникативную, интеграционную, культурную.

Безусловно, важнейшей функцией религии является ре гулирование поведения индивидов, социальных групп. Регу-


лятивная функция религии основывается на аккумулиро­ванном ею нравственном опыте многих поколений людей, в сжатом виде выраженном, например, в заповедях, мораль­ных канонах различных религий. Религия не только уста­навливает определенные рамки свободы человека, но и по­буждает его к усвоению неких позитивных нравственных ценностей, достойному поведению, и в этом проявляется связь регулятивной и воспитательной функций.

Мировоззренческую функцию религия реализует благода­ря наличию в ней системы взглядов, отражающих картину мира, сущность человека и его место в мире.

Компенсаторная функция проявляется в том, что рели­гия снимает социальное и душевное напряжение человека, возмещает недостатки или дефицит светского общения рели­гиозным общением. Особенно отчетливо эта функция реали­зуется в молитве и покаянии, при совершении которых че­ловек переходит от подавленности, душевного дискомфорта к состоянию облегчения, успокоения, прилива сил. В то же время некоторые ученые считают религиозную компенсацию мнимым снятием противоречий, поскольку истинные причи­ны душевного и социального дискомфорта человека не уст­раняются.

Религия выполняет также коммуникативную функцию, являясь средством общения верующих. Это общение разво­рачивается в двух планах: в плоскости диалога с Богом и «небожителями», а также в контакте с другими верующи­ми. Общение осуществляется прежде всего посредством культовых действий.

Из курса отечественной и зарубежной истории вам изве­стно немало примеров того, как религия может выступать фактором интеграции общества, — достаточно вспомнить роль иерархов Русской православной церкви, например пре­подобного Сергия Радонежского, в объединении русских зе­мель, борьбе с захватчиками. Направляя и объединяя уси­лия отдельных индивидов, социальных групп, религия способствует социальной стабильности или утверждению но­вого — вспомним, например, роль протестантизма в станов­лении буржуазного общества. Однако религиозная инте­грация имеет двойственный характер: с одной стороны, религия сближает, с другой — разъединяет, примером че­му являются многочисленные религиозные войны и кон­фликты.

Культурная функция состоит в том, что религия сохра­няет и транслирует социальный опыт человечества, являясь неотъемлемой частью культуры человеческого общества.


МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ

Мировые религии охватывают огромное количество веру­ющих. По данным социологов, около половины населения земного шара являются приверженцами какой-либо из трех мировых религий: христианства, ислама, буддизма. Следует отметить, что в Российской Федерации проживают предста­вители всех мировых религий.

Буддизм — старейшая мировая религия, наиболее рас­пространенная в Китае, Таиланде, Бирме, Японии, Корее и других странах Юго-Восточной Азии. Российские центры буддизма находятся в Бурятии, Калмыкии и Республике Тува.

В основе буддизма лежит учение о четырех благородных истинах: все в человеческой жизни есть страдание — рож­дение, жизнь, старость, смерть, любая привязанность и т. п.; причина страдания заключается в наличии у чело­века желаний, в том числе желания жить; прекращение страдания связано с освобождением от желаний; чтобы до­стичь этой цели, необходимо придерживаться восьмерично­го пути спасения, включающего усвоение четырех благород­ных истин, принятие их как жизненной программы, воздержание от не относящихся к нравственной цели слов, непричинение вреда живому, превращение истинных дейст­вий в образ жизни, постоянный самоконтроль, отрешение от мира, духовное самопогружение. Следование этим путем ве­дет человека к нирване — состоянию отсутствия, преодоле­нию страданий.

Строгость буддийской морали и сложность техники, с по­мощью которой можно достичь нирваны, привели к выделе­нию двух путей спасения — хинаяны («узкая колесница»), доступной только монахам, и махаяны («широкая колесни­ца»), следуя которой обычные миряне могут действовать, спасая других людей и себя. Необходимо также отметить, что буддизм легко сочетается с национальными религиями, например конфуцианством и даосизмом в Китае или синто­измом в Японии.

Христианство является второй по времени возникнове­ния мировой религией. Из курса истории вы знаете, что вы­деляются три главных течения христианства: католицизм, православие и протестантизм.

Библия — основной источник христианской веры. Она включает Ветхий Завет, общий для иудеев (религия еврей­ского народа, в которой Христос признается лишь одним из мессий) и христиан, и Новый Завет, который составляют четыре Евангелия (от древнегреч. euangelion — благо-вестие), а также Деяния апостолов, Послания апостолов и Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис).


Христианство — это религия искупления и спасения. Христиане верят в милосердную любовь триединого Бога к согрешившему человечеству, ради спасения которого в мир был послан Сын Божий Иисус Христос, который вочелове-чился и принял смерть на кресте. Идея Богочеловека-Спа­сителя — центральная в христианстве. Верующий должен следовать учению Христа, чтобы приобщиться к спасению.

Политическое развитие Римской империи в III— IV вв. н. э., ее разделение на Западную и Восточную приве­ло к постепенному обособлению Западной и Восточной хри стианских церквей с центрами в Риме и Константинополе, разногласия которых веками накапливались, что привело к разрыву между ними в 1054 г. Каковы же принципиальные догматические расхождения церквей? Католическая церковь утверждает, что Святой Дух исходит и от Бога Отца, и от Бога Сына. Восточная церковь признает исхождение Свято­го Духа только от Бога Отца. Римско-католическая церковь провозглашает догмат о непорочном зачатии Девы Марии, ее богоизбранности на роль Матери Иисуса Христа и о воз­несении после смерти на небо, отсюда культ Мадонны в ка­толицизме. Православная церковь не принимает догмата о непогрешимости Папы Римского в вопросах веры, а римско-католическая церковь считает Папу наместником Бога на земле, устами которого применительно к вопросам религии говорит Сам Бог. Римско-католическая церковь, наряду с адом и раем, признает существование чистилища и возмож­ность искупления грехов уже на земле путем приобретения частицы сверхдолжного запаса добрых дел, совершенных Иисусом Христом, Богоматерью и святыми, которым «рас­поряжается» церковь.

В странах Западной Европы в XV—XVI вв. развернулось движение Реформации, приведшее к отделению от католи­ческой церкви значительной части христиан. Возник ряд христианских протестантских церквей, вышедших из-под власти Папы. Крупнейшими из них являются лютеранст­во (Германия и страны Балтии), кальвинизм (Швейцария и Нидерланды), англиканская церковь (Англия). Протестанты признают Священное Писание (Библию) единственным ис­точником веры и полагают, что каждому человеку воздаст­ся по вере его вне зависимости от средств ее внешнего вы­ражения. Протестантизм перенес центр религиозной жизни с церкви на отдельную личность. Католицизм же остался строго централизованной религией. Из европейских стран католицизм наиболее распространен в Италии, Испании, Франции, Польше, Португалии. Значительное число като­ликов проживает в странах Латинской Америки. Но ни в одной из указанных стран католицизм не является единст­венной религией.


Несмотря на разделение христианства на отдельные церкви, все они имеют общую идейную основу. В мире на­бирает силу экуменическое движение, стремящееся к диало­гу и сближению всех христианских церквей.

В религиозной жизни современной России действуют все три направления христианства. Подавляющее большинство верующих в нашей стране — православные. Православие представлено Русской православной церковью, различными направлениями старообрядчества, а также религиозными сектами. Католицизм также имеет определенное число по­следователей. Протестантизм среди граждан России пред­ставлен как официальными церквями, например лютеранст­вом, так и сектантскими организациями.

Ислам — самая поздняя по времени возникновения ми­ровая религия, распространен преимущественно в арабских государствах (Ближний Восток и Северная Африка), в Юж­ной и Юго-Восточной Азии (Иране, Ираке, Афганистане, Пакистане, Индонезии и др.). В Российской Федерации про­живает значительное количество мусульман. Это вторая по числу приверженцев религия после православия.

Ислам зародился на Аравийском полуострове в VII в. н. э., когда в Мекке сформировался религиозный центр арабских племен и возникло движение за почитание единого верхов­ного Бога—Аллаха. Здесь началась деятельность основателя ислама пророка Мухаммеда (Магомета).

Мусульмане верят, что единый и всемогущий Бог — Ал­лах — передал людям устами пророка Мухаммеда при по­средничестве ангела Джебраила священную книгу — Коран, являющуюся непререкаемым авторитетом в духовной жизни, праве, политике и хозяйствовенной деятельности. Можно выделить пять важнейших предписаний Корана, которые обязан выполнять каждый мусульманин: знание символа веры; пятикратная молитва (намаз); соблюдение поста У раза весь месяц Рамадан; раздача милостыни; совер­шение паломничества в Мекку (хадж). Поскольку Коран со­держит предписания, относящиеся ко всем сторонам жизни мусульман, уголовное и гражданское право исламских госу­дарств основывалось, а в ряде стран до сих пор основано на религиозном законе — шариате.

Становление ислама происходило под заметным влияни­ем более древних религий ближневосточного происхожде­ния — иудаизма и христианства. Поэтому в Коране встре­чается ряд библейских персоналий (архангелы Гавриил, Михаил и др., пророки Авраам, Давид, Моисей, Иоанн Креститель, Иисус), упоминается священная для иудеев книга — Тора, а также Евангелие.

Экспансии ислама способствовали завоевания арабов, ту­рок, которые шли под знаменем религии. В XX в. в Тур-


ции, Египте и ряде других государств были проведены ре­формы по ограничению сферы действия религиозных зако­нов, отделению церкви от государства и введению светского обучения. Но в некоторых мусульманских странах (напри­мер, Иране, Афганистане) чрезвычайно силен исламский фундаментализм, который требует организации всех сфер жизни на принципах Корана и шариата.

В современной России ислам распространен среди жи­телей Татарстана и Башкортостана, республик Северного Кавказа, за исключением населения Северной Осетии — Алании, жители которой преимущественно исповедуют православие. Среди мусульман — представители многочис­ленной азербайджанской диаспоры. Организационно мусуль­мане России возглавляются Центральным духовным уп­равлением мусульман России и европейских стран СНГ и Советом муфтиев России.