ТИПЫ ПАРТИЙНЫХ СИСТЕМ
Практика избирательных систем показывает, что, несмотря на множественность политических партий, лишь некоторые из них имеют шансы победить на выборах. Обычно соперничают и завоевывают парламентские места наиболее влиятельные партии. Между ними складываются определенные отношения — механизм взаимодействия и борьбы партий за власть и ее реализацию. Он получил название системы партийной власти (или партийной системы). По образному выражению французского политолога М. Дювер-же (род. в 1917г.), партийная система — стабильный ансамбль партий, длительное время принимающих участие в дележе и осуществлении власти.
В настоящее время в демократических странах сложилось два основных типа партийных систем: двухпартийная и многопартийная. Двухпартийная система — та, при которой реальную борьбу за власть ведут только две партии. Одна из них обеспечивает себе большинство голосов избирателей и становится партией большинства в парламенте, а другая заседает в нем на правах меньшинства. Политологи часто сравнивают двухпартийную систему с маятником. Совершая очередное движение, он достигает высшей точки (пика), т. е. стремительной смены власти. Начинается «великое переселение». Из кабинетов выносится скарб членов бывшей правящей партии, и одновременно с этим заселяются бывшие оппозиционеры. Так происходит всякий раз в коридорах власти Вашингтона в связи со сменой правящей партии. Отметим, что двухпартийная система базируется на мажоритарном избирательном законе. Классическим примером двухпартийной системы являются США.
Многопартийная система складывается чаще всего под влиянием пропорциональной избирательной системы. Здесь за победу на выборах борются несколько (не менее трех) равных по своему влиянию политических партий. Раздробленность политических сил приводит к необходимости поиска компромисса и объединения. Образуются партийные блоки (например, во Франции) и межпартийные коалиции (например, в Нидерландах, Финляндии). Последние иногда насчитывают 5—6 партий, которые, сложив голоса своих представителей в парламенте, обретают большинство.
Многие демократические страны Запада имеют систему «двух с половиной партий» или «два плюс» (разновидность многопартийной системы). В этом случае наряду с двумя основными партиями появляется третья, менее сильная пар-
тия. Она вступает в блок с одной из крупных партий, оказывая влияние на исход выборов. Например, в ФРГ длительное время ни одна из двух самых влиятельных партий (СДПГ и ХДС/ХСС) не могла завоевать большинство в парламенте, не вступив в коалицию с третьей, численно небольшой Свободной демократической партией (СВДП). Именно она, присоединяясь на выборах то к одной, то к другой партии, способствовала тому, что они попеременно находились у власти.
В ряде стран (Япония, Швеция, Дания) установилась многопартийная система с доминирующей партией. Суть ее в том, что в выборах принимают участие 4—5 партий, однако лишь одной из них избиратели отдают предпочтение — 30—50% голосов (остальные набирают 10—12% голосов). Эта партия становится доминирующей в парламенте и правительстве и может долгое время находиться у власти.
Подчеркнем, что многопартийную систему с доминирующей партией нельзя отождествлять с однопартийной системой, где монопольное право на власть имеет только одна партия (например, КПСС до 1990 г.). Существует «замаскированная» однопартийность, например в современном Китае, также она имела место в бывших социалистических странах Восточной Европы. При такой системе некоторые партии хотя и допускаются к политической жизни, тем не менее являются проводниками воли правящей партии и не соперничают с ней в борьбе за власть. Однопартийные системы обычно действуют в условиях недемократических режимов. Следовательно, только двухпартийные и многопартийные системы могут преодолевать монополию одной партии на власть и добиваться через конкурентную борьбу с соперниками победы и большинства в парламенте.
В России после длительного перерыва многопартийность стала бурно развиваться с начала 90-х гг. XX в. (Объясните почему.) Однако, несмотря на множественность политических партий, партийная система в нашей стране пока еще находится в стадии становления. Ускорению этого процесса призваны способствовать законы РФ о политических партиях (2004 г.) и о выборах депутатов в нижнюю палату российского парламента (2005 г.). Эти законы предъявляют к партиям более высокие, чем раньше, требования. Теперь партия должна насчитывать не менее 50 тыс. членов, иметь региональные отделения (структурные территориальные подразделения) в субъектах РФ и участвовать в выборах в течение 5 лет (иначе ей грозит ликвидация в судебном порядке). Напомним, что отныне все 450 депутатов Государственной Думы будут избираться только по партийным спискам, повысился и порог (с 5 до 7%) прохождения в нее. Под влиянием новых требований во многих партиях произошли
f^&,*&
обновление руководства и смена лидеров, активизировалась работа в регионах. По прогнозам политиков, в выборах будут принимать участие, видимо, не более 10 партий, и только 3—5 из них смогут иметь своих представителей в парламенте.