ТИПЫ ПАРТИЙНЫХ СИСТЕМ

Практика избирательных систем показывает, что, несмо­тря на множественность политических партий, лишь неко­торые из них имеют шансы победить на выборах. Обычно соперничают и завоевывают парламентские места наиболее влиятельные партии. Между ними складываются определен­ные отношения — механизм взаимодействия и борьбы пар­тий за власть и ее реализацию. Он получил название систе­мы партийной власти (или партийной системы). По образному выражению французского политолога М. Дювер-же (род. в 1917г.), партийная система — стабильный ан­самбль партий, длительное время принимающих участие в дележе и осуществлении власти.

В настоящее время в демократических странах сложи­лось два основных типа партийных систем: двухпартийная и многопартийная. Двухпартийная система — та, при кото­рой реальную борьбу за власть ведут только две партии. Од­на из них обеспечивает себе большинство голосов избирате­лей и становится партией большинства в парламенте, а другая заседает в нем на правах меньшинства. Политологи часто сравнивают двухпартийную систему с маятником. Со­вершая очередное движение, он достигает высшей точки (пика), т. е. стремительной смены власти. Начинается «ве­ликое переселение». Из кабинетов выносится скарб членов бывшей правящей партии, и одновременно с этим заселяют­ся бывшие оппозиционеры. Так происходит всякий раз в ко­ридорах власти Вашингтона в связи со сменой правящей партии. Отметим, что двухпартийная система базируется на мажоритарном избирательном законе. Классическим приме­ром двухпартийной системы являются США.

Многопартийная система складывается чаще всего под влиянием пропорциональной избирательной системы. Здесь за победу на выборах борются несколько (не менее трех) равных по своему влиянию политических партий. Раздроб­ленность политических сил приводит к необходимости поис­ка компромисса и объединения. Образуются партийные бло­ки (например, во Франции) и межпартийные коалиции (например, в Нидерландах, Финляндии). Последние иногда насчитывают 5—6 партий, которые, сложив голоса своих представителей в парламенте, обретают большинство.

Многие демократические страны Запада имеют систему «двух с половиной партий» или «два плюс» (разновидность многопартийной системы). В этом случае наряду с двумя ос­новными партиями появляется третья, менее сильная пар-


тия. Она вступает в блок с одной из крупных партий, ока­зывая влияние на исход выборов. Например, в ФРГ длитель­ное время ни одна из двух самых влиятельных партий (СДПГ и ХДС/ХСС) не могла завоевать большинство в пар­ламенте, не вступив в коалицию с третьей, численно неболь­шой Свободной демократической партией (СВДП). Именно она, присоединяясь на выборах то к одной, то к другой пар­тии, способствовала тому, что они попеременно находились у власти.

В ряде стран (Япония, Швеция, Дания) установилась многопартийная система с доминирующей партией. Суть ее в том, что в выборах принимают участие 4—5 партий, од­нако лишь одной из них избиратели отдают предпочте­ние — 30—50% голосов (остальные набирают 10—12% голо­сов). Эта партия становится доминирующей в парламенте и правительстве и может долгое время находиться у власти.

Подчеркнем, что многопартийную систему с доминирую­щей партией нельзя отождествлять с однопартийной систе­мой, где монопольное право на власть имеет только одна партия (например, КПСС до 1990 г.). Существует «замаски­рованная» однопартийность, например в современном Ки­тае, также она имела место в бывших социалистических странах Восточной Европы. При такой системе некоторые партии хотя и допускаются к политической жизни, тем не менее являются проводниками воли правящей партии и не соперничают с ней в борьбе за власть. Однопартийные сис­темы обычно действуют в условиях недемократических ре­жимов. Следовательно, только двухпартийные и многопар­тийные системы могут преодолевать монополию одной партии на власть и добиваться через конкурентную борьбу с соперниками победы и большинства в парламенте.

В России после длительного перерыва многопартийность стала бурно развиваться с начала 90-х гг. XX в. (Объясни­те почему.) Однако, несмотря на множественность полити­ческих партий, партийная система в нашей стране пока еще находится в стадии становления. Ускорению этого процесса призваны способствовать законы РФ о политических парти­ях (2004 г.) и о выборах депутатов в нижнюю палату рос­сийского парламента (2005 г.). Эти законы предъявляют к партиям более высокие, чем раньше, требования. Теперь партия должна насчитывать не менее 50 тыс. членов, иметь региональные отделения (структурные территориальные подразделения) в субъектах РФ и участвовать в выборах в течение 5 лет (иначе ей грозит ликвидация в судебном по­рядке). Напомним, что отныне все 450 депутатов Государст­венной Думы будут избираться только по партийным спис­кам, повысился и порог (с 5 до 7%) прохождения в нее. Под влиянием новых требований во многих партиях произошли

f^&,*&


обновление руководства и смена лидеров, активизировалась работа в регионах. По прогнозам политиков, в выборах бу­дут принимать участие, видимо, не более 10 партий, и толь­ко 3—5 из них смогут иметь своих представителей в парла­менте.