Институт семьи и брака

Вспомните:

каково значение социальных институтов в жизни обще­ства? Как влияют социальные ценности и нормы на по­ведение людей? Какие функции выполняет семья как малая группа?

В прошлом году вы изучали семью как психологическую общность, малую социальную группу. В центре внимания были семейные отношения, примеры из жизни конкретных семей, уникальность существующих в них порядков и пра­вил.

Теперь нам предстоит рассмотреть семью как социальный институт. Это означает, что предметом внимания будет не какая-то отдельная человеческая общность, а семья как комплекс существующих в обществе социальных норм, санкций, образцов поведения, прав и обязанностей, регули­рующих отношения между супругами, родителями и деть­ми.Именно такое определение семьи как социального института дает социология. В отличие от психологии, изу­чающей семью как малую группу, социологическую науку интересует выполнение семьей функций, жизненно важных для всего общества, и в этой связи рассмотрение воздейст вий со стороны общества и государства на семейные отно­шения.


СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Напомним: основой формирования и функционирования любого социального института является система социаль ных ролей и норм, которую общество создает для удовле творения той или иной социальной потребности.

Семейные роли — один из видов социальных ролей чело­века в обществе. Среди них выделяют роли супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные (дед, бабушка, прадед, внук, внучка, правнук и т. д.) и внутрипоколенные (старший сын, старшая дочь, младший брат и т. д.). Исполнение семейной роли зависит, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа, включающего ответы на вопросы: что соот­ветствует ролевым ожиданиям членов семьи по отношению друг к другу? Что значит быть мужем или женой, старшим в семье или младшим? Какого поведения ждут от тебя? Ка­кие правила, нормы диктует тебе общество? Важна также гибкость ролевого поведения — способность без особых за­труднений выходить из одной роли и включаться в новую.

Изучение семьи как социального института предполагает характеристику формальных и неформальных норм и санк­ций в сфере семейных отношений. Нормы семейного поведе­ния возникли еще в первобытном обществе и передавались из поколения в поколение, становясь коллективными при­вычками, обычаями, традициями. Они предписывали прави­ла выбора и количество супругов, роль главы семейства, права и обязанности родственников, место жительства моло­дой семьи и др. Тех, кто соблюдал эти нормы, общество под­держивало, поощряло, тех, кто нарушал их, — наказывало. Так возник нормативный механизм института семьи. Одни нормы носят юридический характер и регламентируются за­конодательством, другие относятся к культурным, этичес­ким и регламентируются обычаями и традициями.

Семейные роли и нормы, включенные в институт семьи, ориентированы на удовлетворение важных социальных по­требностей. С удовлетворением этих потребностей связаны функции семьи.

Ученые выделяют два основных источника возникнове­ния функций семьи: потребности общества и потребности семьи как группы. В 10 классе вы познакомились с репро­дуктивной, воспитательной, хозяйственно-экономической, эмоционально-психологической, рекреационной, социально-статусной и сексуальной функциями семьи. Нетрудно опре­делить, какие из этих функций направлены на удовлетворе­ние потребностей и группы, и общества, а какие — прежде всего самой семьи и каждого из ее членов. Функции семьи тесно связаны с социально-экономическими условиями жиз-


недеятельности общества и меняются в связи с их измене­ниями, т. е. носят исторический характер. Однако на лю­бой ступени своего развития общество нуждается в семье как механизме воспроизводства новых поколений и социа­лизации потомства: без этого невозможно обеспечение жиз­ни социума, самосохранение общества.

Институт семьи существует во всех обществах, хотя при­рода семейных отношений в каждом из них может иметь ярко выраженные особенности. На первых этапах развития общества семейные отношения регулировались племенными и родовыми обычаями, религиозными и нравственными представлениями. (Вспомните известные вам из художест­венных произведений сюжеты, в которых отразились нормы и санкции первобытного общества.) С возникновением госу­дарства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер: социальный контроль и санкции наряду с обще­ственным мнением начали осуществлять государственные органы. В частности, государство стало санкционировать со­юз мужчины и женщины с целью создания семьи, т. е. их вступление в брак.