СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Социальные нормы составляют один из элементов меха­низма регуляции отношений индивида и общества, который называется социальным контролем. На первых уроках кур­са мы говорили о том, что общество представляет собой сложную систему, включающую в себя множество различ­ных элементов. Целенаправленное воздействие этой системы на поведение людей с целью укрепления порядка и стабиль­ности обеспечивается социальным контролем. Как работает механизм социального контроля?

Любая деятельность разнообразна, каждый человек со­вершает множество поступков, взаимодействуя с социальной средой (с обществом, социальными общностями, обществен­ными институтами и организациями, государством и други­ми индивидами). Эти действия, отдельные поступки, пове­дение человека находятся под контролем окружающих его людей, групп, общества. Пока они не нарушают обществен­ного порядка, существующих социальных норм, этот кон­троль незаметен. Однако стоит нарушить установленные обычаи, правила, отступить от образцов поведения, которые приняты в обществе, социальный контроль проявляет себя. Один человек перебежал улицу перед движущимся транс­портом, другой закурил в кинозале, третий совершил хище­ние, четвертый опоздал на работу... Во всех этих случаях может последовать реакция других людей: замечания, дру­гие проявления недовольства со стороны окружающих, со­ответствующие действия администрации, милиции, суда. Эта реакция окружающих обусловлена нарушением соответ­ствующих социальных норм, правил, традиций. Люди, сре­агировавшие на приведенные ситуации, отражают установ­ки общественного сознания (или общественного мнения), которое поддерживает порядок, охраняемый нормами. Имен­но поэтому с их стороны последовала реакция осуждения названных действий.


Выражение недовольства, объявление выговора, наложе­ние штрафа, наказание, выносимое судом, — все это санк­ции; наряду с социальными нормами они являются важней­шим элементом механизма социального контроля. Санкции означают либо одобрение и поощрение, либо неодобрение и наказание, нацеленные на поддержание социальных норм. Иными словами, санкции бывают либо позитивные, направ­ленные на поощрение, либо негативные, направленные на пресечение нежелательного поведения. И в том и в другом случае их относят к формальным, если они применяются в соответствии с определенными правилами (например, на­граждение орденом или наказание по приговору суда), или неформальным санкциям, если они проявляются в эмоцио­нально окрашенной реакции непосредственного окружения (друзей, родственников, соседей, сослуживцев).

Общество (большие и малые группы, государство) оцени­вает индивида, но и индивид оценивает общество, государ­ство, самого себя. Воспринимая оценки, адресованные ему со стороны окружающих людей, групп, государственных ин­ститутов, человек принимает их не механически, а избира­тельно, переосмысливает через собственный опыт, привыч­ки, усвоенные им ранее социальные нормы. И отношение к оценкам других людей оказывается у человека сугубо инди­видуальным: оно может быть положительным и резко отри­цательным. Вспомним сказанное в начале курса: человек по­стоянно сам себя оценивает, при этом самооценка может меняться в зависимости от зрелости личности и обществен­ных условий, в которых она действует. Человек соотносит свои действия с одобряемыми им социальными образцами поведения при выполнении тех социальных ролей, с кото­рыми он себя отождествляет.

Таким образом, наряду с высшим контролем со стороны общества, группы, государства, других людей, важнейшее значение имеет внутренний контроль, или самоконтроль, в основе которого лежат нормы, обычаи, ролевые ожидания, усвоенные индивидом.

В процессе самоконтроля большую роль играет совесть, т. е. чувство и знание того, что хорошо, а что плохо, что справедливо, а что несправедливо; субъективное сознание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным нормам. У человека, совершившего в состоя­нии возбуждения, по ошибке или поддавшись соблазну дурной поступок, совесть вызывает чувство вины, мораль­ные переживания, желание исправить ошибку или искупить вину.

Способность осуществлять самоконтроль — ценнейшее качество личности, которая самостоятельно регулирует свое поведение в согласии с общепринятыми нормами.Самокон-

3—Л. Н Боголюбов, 11 кл.


троль — одно из важнейших условий самореализации лично­сти, ее успешного взаимодействия с другими людьми.

Итак, важнейшими элементами механизма социального контроля являются социальные нормы, общественное мне­ние, санкции, индивидуальное сознание, самоконтроль. Вза­имодействуя, они обеспечивают поддержание социально приемлемых образцов поведения и функционирование со­циальной системы в целом.

Sllli Основные понятия:отклоняющееся поведение, социаль­ный контроль.

Термин:преступность.

Проверьте себя

1) В чем заключаются причины отклоняющегося поведе­ния? 2) В чем социальная опасность преступности? 3) Почему организованная преступность представляет особую опасность для личности, общества, государства? 4) Что такое социаль­ный контроль? 5) В чем состоит значение самоконтроля?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. В одной из зарубежных работ по проблеме отклоняю­
щегося поведения говорится: «Отклонения — естественная
часть социальной жизни. И осуждение, регулирование и
запрещение, моральное совершенствование не уменьшают
отклонений, так как возникают более строгие нормы пове­
дения. Специфические отклонения могут исчезать, а дру­
гие— появляться... Исчезновение крупных преступлений
поведет к усилению внимания к более мелким». Согласны
ли вы с изложенной точкой зрения? Можно ли избавить об­
щество от отклонений? Объясните свой ответ.

2. Раскройте смысл высказывания английского историка
Г. Т. Бакла (1821—1862): «Общество готовит преступление,
преступник совершает его». Разделяете ли вы такую точку
зрения? Разъясните свою позицию на каком-либо примере,
взятом из газет.

3. Согласны ли вы с высказыванием французского
драматурга Ж. Расина (1639—1699): «Крупным преступле­
ниям всегда предшествуют мелкие. Никто никогда не видел,
чтобы робкая невинность внезапно превратилась в безудерж­
ную распущенность»? Аргументируйте свой ответ.

4. Вдумайтесь в следующие цифры.

За период с 1989 по 1994 г. в России наблюдался зна­чительный рост преступности подростков. Количество преступлений выросло на 41,1%, а количество подростков, совершивших преступления, — на 35,5% (со 150 тыс. до 203,3 тыс.). Каковы причины этого явления? В чем его со­циальная опасность? Что, с вашей точки зрения, нужно делать, чтобы подростковая преступность пошла на убыль?


5. По вопросу о борьбе с преступностью возникла дискус­
сия.

Одна точка зрения: нужно ужесточить наказания. Посмо­трите на Сингапур. Поймали тебя с наркотиками — высшая мера наказания, с незаконным оружием, даже если ты его не применял, — тоже. В некоторых мусульманских странах по закону за воровство отрубают кисть руки. И там уже дав­но никто не ворует.

Другая точка зрения: жестокость наказаний сделает пре­ступность более жестокой. Главное — неотвратимость нака­зания. Если все будут знать, что любое преступление будет раскрыто, преступность резко сократится.

А что об этом думаете вы?

6. 9 июня 2002 г. хулиганствующие футбольные «фанаты»
после неудачи российской команды в матче с командой Япо­
нии устроили погром в центре Москвы, где около огромного
экрана собрались тысячи болельщиков. В результате были из­
биты случайные прохожие, многих из которых пришлось гос­
питализировать. Было сожжено 8 и разбито 40 автомашин,
36 витрин магазинов, таксофоны, а также плафоны и двер­
ные стекла в метро. В связи с этими событиями назывались
различные их причины: одни говорили, что зачинщиками вы­
ступили «бритоголовые», входящие в бандитские группиров­
ки, другие полагали, что стихийные беспорядки связаны с
продажей алкогольных напитков, третьи считали, что погром
спровоцировал показанный на экране видеоролик, на котором
некий человек разбивает топором машину.

Как думаете вы: каковы причины этих событий? Что не­обходимо делать, чтобы предотвратить подобные явления?

Поработайте с источником

Прочтите отрывок из работы российского социолога Р. В. Рыбкиной о преступности в России.

Весь ход реформ сопровождался не только ростом числа преступлений, но и серьезными изменениями самой струк­туры преступности. В частности, резко возрос «вес» органи­зованной преступности. Но главное, она превратилась из чи­сто криминальной силы в самоорганизующуюся социальную систему, интегрированную во все властно-экономические структуры и практически не подконтрольную правоохрани­тельным органам, более того, в социальный институт рос­сийского общества. Это значит, что она породила: 1) собст­венные, специфические для нее организации—«крыши»; 2) особые нормы теневого поведения (такие, как «рэкет», «накат», «откат» и т. п.); 3) особые социальные роли, за ко­торыми закреплено осуществление этих норм, и 4) особые социальные взаимоотношения между участниками преступ­ных сообществ, в которые они вступают при осуществлении

3*


тех или иных преступных операций, а также особые взаи­моотношения между криминалом и властью.

Главный процесс, свидетельствующий об институционали-зации преступной деятельности, — это ее все большее сраста­ние с властью. Этот процесс идет на всех уровнях — как на отдельных предприятиях и в фирмах в регионах страны, так и в высших органах законодательной (парламент) и исполни­тельной (правительство) власти. Это позволяет говорить о двух новых для России процессах, которые возникли в эпо­ху либерализации экономики: первый процесс — теневизация общества, т. е. все больший уход различных общественных структур в тень... и второй процесс — криминализация обще­ства, т. е. все большее усиление в нем роли преступных эле­ментов, связанных с теми или иными политическими, право­выми, экономическими и другими структурами общества.

Рывкина Р. Б. Драма перемен. — М., 2001. —С. 37—38.

IIIHI Вопросы и задания к источнику. 1) Что нового дает вам источ­ник по сравнению с учебным текстом? 2) Что означают в тексте до­кумента слова «уход в тень»? Как вы понимаете взятые в кавыч­ки слова: «крыши», «рэкет», «накат», «откат»? Почему автор использует их в социологическом исследовании? 3) Как вы думае­те, почему рыночные реформы в России сопровождались кримина­лизацией общества? 4) Какая информация в этом источнике под­тверждает особую опасность организованной преступности для общества и государства? 5) Какие меры вы считаете первоочеред­ными для борьбы с организованной преступностью?