Методика формирования системы первоначальных химических понятий

ПЛАН

 

1. Атомно-молекулярное учение как теоретическая основа вводного курса химии.

2. Система базовых понятий курса химии и основные этапы их развития.

3. Методы и приемы формирования понятий «вещество», «химический элемент» и «химическая реакция».

 

Школьный курс химии 8-11 классов является курсом систематическим,то есть отражающим систему самой науки химии, в основе которой - система понятий химического содержания. Системообразующим фактором является учение о периодичности в изменении свойств химических элементов, опирающееся и объясняемое на основе теории строения атома и вещества в целом.

Чтобы усвоить и осмыслить систему курса химии, необходимо заложить некоторую основу элементарных знаний, фактов, научных понятий и некоторых представлений, на базе которых будет выведен и усвоен ПЗ.

Эту роль – подготовки к усвоению систематического курса химии - выполняет раздел школьного предмета – Вводный курс химии. Это обязательная часть не только предмета химии, но и в целом – образовательной области Химия.Его основное содержание составляетсистема первоначальных химических понятий.

Когда она изучается? Это может происходить по-разному:

· В интегрированном курсе «Естествознание»

· В пропедевтических химических курсах

· В виде отдельной темы «ПХП» так, как это представлено в традиционных учебниках химии

· Такой темы «ПХП» с таким названием может и не быть в учебнике (например, Габриелян), однако задача сформировать некоторую базу не снимается и реализуется просто в другом словесном варианте. Смысл и дидактические задачи остаются!

Как уже было нами выяснено, начальное изучение курса химии осуществляется на основе индуктивного логического подхода, то есть от частного – к общему. При этом необходимо познакомить учащихся с элементарными представлениями обо всех системах химических понятий:

· О веществе

· О химическом элементе

· О химической реакции

· О методах изучения веществ

· О количественных отношениях между веществами.

Для этого на основе главных дидактических принципов проводится введение ряда научных сведений, необходимых и достаточных для первоначальных доступных школьникам обобщений. Дидактические принципы – от простого к сложному, принцип систематичности, принцип научности и доступности, принцип жизненной значимости, практического распространения - диктуют порядок изложения химического материала и определяют отбор фактов, понятий, законов, теорий для первоначального знакомства с ними.

Чтобы сформировать понятия «вещество» и «химическая реакция», необходимо создать фактологическуюбазу – учащиеся должны узнать ряд веществ, реакций, пронаблюдать их, необходимо чувственное восприятие данных объектов, чему способствуют наблюдение и эксперимент. Так как уже в этой теме будут вводиться понятия об объектах, которые невозможно пронаблюдать непосредственно, то важную роль здесь играет такой метод обучения как моделирование.Наконец, для полноценного освоения химии необходимо изучение и овладение химическим языком – символикой, правилами оперирования ею, умение переводить информацию с житейского на научный язык и пользоваться его терминологией. Весь вводный курс представляет собой подготовку школьников к усвоению главной химической теории – периодического закона, периодической системы и теории строения атома и вещества.

Запишем основные образовательные задачи Вводного курса химии:

1. Формирование системы первоначальных химических понятий -вещество, хим.элемент, хим.реакция, представлений об их разнообразии и принципах классификации

2. Объяснение химических явлений с позиций АМУ и на его основе прогнозирование свойств вещества

3. Формирование основ химического языка и первичных навыков использования

4. Изучение основных химических законов – ЗСМ, ЗПС, ЗА, ЗКО и на их основе формирование представлений о количественных отношениях в мире веществ

5. Формирование представлений о генетической связи между веществами (неорганическими), о классах соединений и их типичных свойствах.

Конечно, у этой темы огромные возможности осуществлять воспитание и развитиеучащихся. Прежде всего, на основе представлений о познаваемости веществ, их природы, о возможности управлять химическими превращениями и их предвидеть.

В данной теме закладываются основные предметные умения:

· Обращаться с веществами на основе знания техники безопасности

· Осуществлять ряд специальных манипуляций с веществом – растворение, приготовление раствора, фильтрование, разделение смесей и очистка веществ, проведение химических реакций.

· Умения составлять и изображать химические формулы и уравнения с использованием основных элементов химической символики, а это значит уметь определять валентность по формуле, или составлять формулу по валентности, оперировать символами, индексами, коэффициентами.

· Делать некоторые расчеты – величины молекулярной отн. массы, количества вещества по его массе и наоборот, расчеты компонентов хим. реакций , процентный состав вещества.

· Определять принадлежность вещества к определенному классу соединений и на этом основании прогнозировать его свойства.