Россия в XVIII – середине XIX вв. (не менее 18 ч)

Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности. Политика протекционизма. Новая система государственной власти и управления. Провозглашение империи. Превращение дворянства в господствующее сословие. Особенности российского абсолютизма. Россия в период дворцовых переворотов. Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя.

Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы государственного управления. Рост оппозиционных настроений в обществе. Движение декабристов. Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.

Особенности экономического развития России в XVIII – первой половине XIX в. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Изменение социальной структуры российского общества. Сохранение крепостничества в условиях развертывания модернизации.

Превращение России в мировую державу. Россия в войнах XVIII в. Имперская внешняя политика. Разделы Польши. Расширение территории государства в XVIII – середине XIX вв. Участие России в антифранцузских коалициях в период революционных и наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Россия в Священном союзе. Крымская война.

Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX вв.

Особенности русского Просвещения. Научно-техническая мысль и научные экспедиции. Основание Академии наук и Московского университета. Ученые общества. Создание системы народного образования. Формирование русского литературного языка. Развитие музыкально-театрального искусства. Новаторство и преемственность художественных стилей в изобразительном искусстве. Изменение принципов градостроительства. Русская усадьба.

В ходе изучения курса реализуется национально-региональный компонент содержания исторического образования.

 

Цели уроков НРК:

  • познакомить учащихся с основными историческими процессами и явлениями происходившими в Уральском регионе во второй половине ХIХ- ХХ вв.;
  • дать представление об изменениях, произошедших в общественной и культурной жизни Южного Урала в контексте российской истории, что позволит учащимся нагляднее представить роль и место края в общечеловеческом историческом процессе, осознать себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России;
  • познакомить учащихся с экономическим развитием региона.

 

Литература по реализации НРК:

  • История Урала с древнейших времён до наших дней: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Кол. авторов. Под общ. Ред. И.С. Огоновской, Н.Н. Попова. –Екатеринбург: ИД «Сократ» 2004.
  • История Урала XI – XVIII вв.: Методическое пособие для учителя 10-11 кл. – Челябинск: Юж.-

Урал. кн. изд-во, Юж. – Урал. изд. – торг.дом, 2000.

  • История Урала, XIX век – 1914 год: учеб. пособие/ Н.Н. Алеврас. – Челябинск: Юж.-Урал.кн. изд-во, 2007.
  • 4.. История Урала: ХХ век. Учебник / Под ред. Б.В. Личмана, В.Д. Камынина. – Екатеринбург:

Издательство «СВ-96», 1998.

  • Павленко В.Д., Павленко Г.К. Огненный рубеж фронта и тыла. Челябинская область в 1941 –

1945гг. – Челябинск, 2005.

  • Челябинск. История моего города. Книга для чтения / Под ред. В.С.Боже, Г.С.Шкребня. – 2-е изд.

– Челябинск: АРБИС, 2005.

  • С.И. Буньков, Л.А. Саксон. Этапы большого пути. – Челябинск: «Фрегат», 2001.
  • Чернавский Н.М. Материалы к истории Челябинска. – Челябинск: Центр историко-культурного

наследия г.Челябинска. 1993.

  • Победа века / Сост. А.П.Моисеев. – Челябинск: издательство «Урал LTD», 2000.
  • Главные праздники современной России и малой Родины: метод. материалы / [авт. – сост.

Кузнецов В.М., Алпатиков Д.А.; науч. Ред. Трошков С.Н.]. – Челябинск: ООО «Издательство

РЕКПОЛ», 2008.

  • Дни воинской славы России. Информационные материалы, тестовые задания, методические
    • рекомендации для организации патриотического воспитания на уроках и внеклассных
    • мероприятиях / авт. – сост. А.П.Пашкович, Е.В.Шитов. – М.: Глобус, 2007.
  • От Челябы до Челябинска или Путшествие в прошлое / автор – составитель А.Л.Пастухов. –
    • Челябинск: ООО «Издательский центр «Взгляд», 2000.
  • Летопись челябинского тракторного / под ред. Л.П.Копыловой. – М.: Профиздат, 1972.

 

Национально-региональный компонент содержания образования составляет не менее 10% от общего количества учебных часов и представлен следующими уроками по истории Южного Урала:

 

№ п/п Тема урока № урока по КТП
Появление и формирование древнего человека на территории Южного Урала.
Этапы исторического развития первобытного общества на Южном Урале.
Роль Урала в истории России.
Природные факторы освоения территории Урала.
Южный Урал в эпоху великого переселения народов.
Появление русских на Урале. Походы новгородцев на Урал.
Золотоордынская колонизация Приуралья.
Укрепление позиций московских князей в Приуралье.
Строгановы на Урале.
Колонизация Урала в 17 в.
Движение раскольников на Урале.    
Материальная и духовная культура народов Урала во второй половине XV-XVII веке.
Формирование горнозаводской промышленности Урала. Развитие торговли.    
Участие южноуральцев в войне 1812 г.  
Культура Южного Урала в XVIII- первой половине XIX века.
  Всего 30 часов