Россия в XVIII – середине XIX вв. (не менее 18 ч)
Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности. Политика протекционизма. Новая система государственной власти и управления. Провозглашение империи. Превращение дворянства в господствующее сословие. Особенности российского абсолютизма. Россия в период дворцовых переворотов. Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя.
Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы государственного управления. Рост оппозиционных настроений в обществе. Движение декабристов. Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.
Особенности экономического развития России в XVIII – первой половине XIX в. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Изменение социальной структуры российского общества. Сохранение крепостничества в условиях развертывания модернизации.
Превращение России в мировую державу. Россия в войнах XVIII в. Имперская внешняя политика. Разделы Польши. Расширение территории государства в XVIII – середине XIX вв. Участие России в антифранцузских коалициях в период революционных и наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Россия в Священном союзе. Крымская война.
Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX вв.
Особенности русского Просвещения. Научно-техническая мысль и научные экспедиции. Основание Академии наук и Московского университета. Ученые общества. Создание системы народного образования. Формирование русского литературного языка. Развитие музыкально-театрального искусства. Новаторство и преемственность художественных стилей в изобразительном искусстве. Изменение принципов градостроительства. Русская усадьба.
В ходе изучения курса реализуется национально-региональный компонент содержания исторического образования.
Цели уроков НРК:
- познакомить учащихся с основными историческими процессами и явлениями происходившими в Уральском регионе во второй половине ХIХ- ХХ вв.;
- дать представление об изменениях, произошедших в общественной и культурной жизни Южного Урала в контексте российской истории, что позволит учащимся нагляднее представить роль и место края в общечеловеческом историческом процессе, осознать себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России;
- познакомить учащихся с экономическим развитием региона.
Литература по реализации НРК:
- История Урала с древнейших времён до наших дней: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Кол. авторов. Под общ. Ред. И.С. Огоновской, Н.Н. Попова. –Екатеринбург: ИД «Сократ» 2004.
- История Урала XI – XVIII вв.: Методическое пособие для учителя 10-11 кл. – Челябинск: Юж.-
Урал. кн. изд-во, Юж. – Урал. изд. – торг.дом, 2000.
- История Урала, XIX век – 1914 год: учеб. пособие/ Н.Н. Алеврас. – Челябинск: Юж.-Урал.кн. изд-во, 2007.
- 4.. История Урала: ХХ век. Учебник / Под ред. Б.В. Личмана, В.Д. Камынина. – Екатеринбург:
Издательство «СВ-96», 1998.
- Павленко В.Д., Павленко Г.К. Огненный рубеж фронта и тыла. Челябинская область в 1941 –
1945гг. – Челябинск, 2005.
- Челябинск. История моего города. Книга для чтения / Под ред. В.С.Боже, Г.С.Шкребня. – 2-е изд.
– Челябинск: АРБИС, 2005.
- С.И. Буньков, Л.А. Саксон. Этапы большого пути. – Челябинск: «Фрегат», 2001.
- Чернавский Н.М. Материалы к истории Челябинска. – Челябинск: Центр историко-культурного
наследия г.Челябинска. 1993.
- Победа века / Сост. А.П.Моисеев. – Челябинск: издательство «Урал LTD», 2000.
- Главные праздники современной России и малой Родины: метод. материалы / [авт. – сост.
Кузнецов В.М., Алпатиков Д.А.; науч. Ред. Трошков С.Н.]. – Челябинск: ООО «Издательство
РЕКПОЛ», 2008.
- Дни воинской славы России. Информационные материалы, тестовые задания, методические
- рекомендации для организации патриотического воспитания на уроках и внеклассных
- мероприятиях / авт. – сост. А.П.Пашкович, Е.В.Шитов. – М.: Глобус, 2007.
- От Челябы до Челябинска или Путшествие в прошлое / автор – составитель А.Л.Пастухов. –
- Челябинск: ООО «Издательский центр «Взгляд», 2000.
- Летопись челябинского тракторного / под ред. Л.П.Копыловой. – М.: Профиздат, 1972.
Национально-региональный компонент содержания образования составляет не менее 10% от общего количества учебных часов и представлен следующими уроками по истории Южного Урала:
№ п/п | Тема урока | № урока по КТП |
Появление и формирование древнего человека на территории Южного Урала. | ||
Этапы исторического развития первобытного общества на Южном Урале. | ||
Роль Урала в истории России. | ||
Природные факторы освоения территории Урала. | ||
Южный Урал в эпоху великого переселения народов. | ||
Появление русских на Урале. Походы новгородцев на Урал. | ||
Золотоордынская колонизация Приуралья. | ||
Укрепление позиций московских князей в Приуралье. | ||
Строгановы на Урале. | ||
Колонизация Урала в 17 в. | ||
Движение раскольников на Урале. | ||
Материальная и духовная культура народов Урала во второй половине XV-XVII веке. | ||
Формирование горнозаводской промышленности Урала. Развитие торговли. | ||
Участие южноуральцев в войне 1812 г. | ||
Культура Южного Урала в XVIII- первой половине XIX века. | ||
Всего | 30 часов |