ПРИРОДОВЕДЕНИЕ
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основу коммунистического воспитания школьников составляет формирование у них марксистско-ленинского мировоззрения. В осуществлении этой задачи важную роль играет курс природоведения.
Природоведение ставит своей целью:
а) сообщить школьникам необходимые сведения о неживой и живой природе, постепенно углубляя, обобщая и систематизируя их по мере прохождения курса;
б) обогатить личный опыт учащихся путем проведения с ними систематических наблюдений явлений жибой и неживой природы;
в) раскрыть некоторые доступные для каждого возраста взаимосвязи в природе, а также между человеком и природой (показать влияние изменений в природе на труд человека; познакомить с трудом людей по использованию природы, объяснить зависимость будущего природы от деятельности человека);
г) дать учащимся некоторые знания о значении охраны природы, познакомить с мероприятиями, проводимыми по охране природы в данной местности (крае, республике);
д) дать первоначальные гигиенические знания, привить некоторые навыки личной и общественной гигиены.
В процессе усвоения курса природоведения в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи должна решаться также специальная коррекционная задача, состоящая в преодолении речевого недоразвития и связанных с ним особенностей словесно-логического
мышления учащихся.
Не раскрывая понятия о биологическом равновесии в природе, учащимся необходимо дать представление о том, что гибель одного природного фактора влечет за собой гибель других (вырубка леса ведет к пересыханию рек, нарушению почвы, уменьшению численности животных и т. д.). Изучение вопросов охраны природы должно быть стержнем для всего курса природоведения, помогать воспитывать у детей стремление охранять и приумножать сокровища природы.
В связи с изучением природоведения и проведением природоохранительной работы необходимо организовать детей на участие в различных видах общественно полезного труда (сбор корма, подкармливание птиц, сбор семян цветочно-декоративных растений и распространение их среди населения, сбор колосков на полях после уборки урожая, уход за зелеными насаждениями в микрорайоне,
выращивание растений, участие в работе зеленых и голубых рулей и т. д.).
Содержание курса природоведения используется для патрио-ческого воспитания. Оно должно включать воспитание любви бережного отношения к природе, своему краю, гордости за дОст жения тружеников своего края, «Школа призвана формировать к чества рачительных хозяев, заботливое и бережное отношение i общественному достоянию и родной природе»,—записано в Основ ных направлениях .реформы общеобразовательной и профессионадь" ной школы '.
Природоведение по своему содержанию является предметом ес- тественнонаучного цикла, поэтому ведущее место в его преподавании должны занимать методы, свойственные этим паукам: непосредственные наблюдения предметов и явлений в самой природе натуральных объектов и их изображений на уроке в классе, осуществление простейшего учебного эксперимента, а также организация таких форм работы с учащимися, как экскурсии, практические работы, опыты, наблюдения на пришкольном учебно-опытном участке, географической площадке и т. д.
В программе определен обязательный минимум этих работ, однако в зависимости от условий, в которых работает школа, и ее природного окружения их количество может быть увеличено.
Учителю необходимо знать и строго соблюдать правила безопасности при демонстрации опытов и проведении практических работ, предусмотренных программой.
Наблюдения ведутся по заданиям «Дневников наблюдений». Порядокнаблюдений определяется последовательностью изменений в природе данной местности. Проведенные в природе наблюдения фиксируются в «Дневниках наблюдений» и являются основой формирования важнейших знаний о природе.
Важным принципом преподавания природоведения является краеведческий. Поэтому конкретные объекты и явления природы для изучения отбираются самим учителем с учетом особенностей данной местности. В этих же целях учитель вправе произвести замену и перестановку уроков. Так, в III классе изучение изменений в природе должно более или менее совпадать с наступлением этих явлений в самой природе. Если такого совпадения нет, уроки могут быть переставлены или на какое-то время уроки природоведения заменяются другими уроками при условии последующей обратной замены.
В начальном курсе природоведения большое место отводится изучению вопросов личной гигиены детей. Необходимо, чтобы каждый школьник овладел минимумом знаний в области гигиены.
Программой по природоведению предусмотрено ознакомление учащихся с первоначальными сведениями о сельскохозяйственном и промышленном производствах (сезонный труд людей на полях и
О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Сборник документов и материалов. — М.: 1-984. — С. 53. 116
фермах колхозов и совхозов, добыча и использование местных полезных ископаемых и др.).
Природоведение способствует развитию логического мышления и речи учащихся. Это имеет особое значение для реализации коррекционной направленности курса природоведения в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
В процессе усвоения природоведческого материала на основе посредственного знакомства учащихся с объектами и явлениями природы, наблюдений в природе, использования на уроках всевозможных средств наглядности (демонстрация натуральных объектов, печатных пособий, диа- и кинофильмов и т. д.) активизируется познавательная деятельность учащихся и создаются условия для их речевой практики.
С учетом специфики учебного предмета, содержащего трудную для учащихся лексику, на уроках природоведения, наряду с постоянным требованием нормативного оформления учащимися самостоятельных высказываний, особое внимание уделяется словарной работе, в процессе которой усваиваются специальные термины, уточняются значения имеющихся у детей понятий. Изучая природоведение, учащиеся должны накопить словарь, который в дальнейшем будет использован ими на уроках географии, физики, биологии, химии. В связи с организацией наблюдений за сезонными явлениями природы и ведением календаря погоды учащиеся учатся последовательно и правильно выражать свои мысли в письменной форме.
Наблюдения за объектами и явлениями природы, нахождение путем сравнения происходящих с ними изменений, обобщение полученных материалов служат основой для развития словесно-логического мышления учащихся.
Изучение природоведения помогает формированию у учащихся ряда трудовых умений и навыков; воспитанию таких качеств, как трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, настойчивость, взаимопомощь, умение организовать свою работу и довести ее до конца.
В программу по природоведению заложены большие возможности для осуществления межпредметпых связей уроков природоведения с трудовым обучением, а также другими предметами. Задача учителей—полнее реализовать эти возможности. В школе для детей с тяжелыми нарушениями речи —это прежде всего связь с уроками развития речи и чтения, на которых закладывается основа последующего прохождения природоведения, усвоения соответствующей лексики. Особенно тесно природоведение связано с уроками развития речи, где в программу подготовительного—II классов включается природоведческий материал по ознакомлению с окружающим миром. Эту связь необходимо осуществлять и в дальнейшем; усвоению знаний по природоведению, уже как самостоятельному предмету в III классе, должна также предшествовать соответствующая подготовка на уроках развития речи.
В III классе изучаются сезонные изменения в природе данной
местности, которые отражены в трех темах: «Летние и осенние изменения в природе», «Зимние изменения в природе», «Весенние изменения в природе». В каждой теме в основном должен быть выдержан единый план изложения: изменения в неживой припп изменения в жизни растений и их охрана; изменения в жизни животных и их охрана; сезонный труд людей. Эта последовательность вытекает из естественных связей, существующих в самой природе. И учителю необходимо раскрывать эти связи, показыват что изменения, происходящие в разные времена года в неживой природе, влекут за собой определенные изменения в жизни растений и животных, оказывают влияние на характер и содержание сельскохозяйственных работ, на другие виды деятельности человека. Такой подход к изучению природы не просто знакомит учащихся с ее явлениями и объектами, но, что очень важно, дает возможность объяснить их детям пока на самом элементарном уровне. Во всех темах рассматривается вопрос об охране и укреплении здоровья человека в связи с сезонными изменениями в природе.
Изучение курса природоведения в III классе опирается на представления о природных объектах и явлениях, накопленные в I и II классах в ходе ознакомления с окружающим миром, которые на новом этапе обучения развиваются и обогащаются, Так, наряду с первоначальными понятиями о живой и неживой природе, учащиеся получают конкретные знания о связи людей с природой, труде людей в разные времена года, об использовании природы в хозяйственной деятельности человека; об охране природы, в первую очередь в данной местности и т. д.
Содержание программы IV класса раскрывается в теме «Природа нашего края». В ней продолжается изучение природы своего края, однако если в III классе учащиеся знакомятся с природой местности, окружающей школу, то в IV классе они изучают природу своей области (края, республики).
Как и в III классе, изучение природы должно идти последовательно: неживая природа, охрана недр, почв, водоемов, растения и их охрана, животные и их охрана, труд людей и использование человеком природных богатств области. Необходимо показать взаимосвязь факторов природы и на этой основе раскрыть, как комплекс природных условий влияет на труд людей края.
Курс природоведения в V классе охватывает следующие темы: «Ориентирование на местности. План и карта», «Земля и другие небесные тела», «Воздух», «Вода», «Горные породы», «Почва», «Живые организмы и среда обитания», «Организм человека, охрана его здоровья».
По теме «Ориентирование на местности. План и карта» учащиеся усваивают некоторые способы ориентирования, учатся применять их в практике нахождения направлений на местности, знакомятся с устройством компаса, планом и картой.
Кроме того, учащиеся должны знать основные административные центры, столицу СССР — Москву и столицы союзных республик.
В некоторых случаях при значительных размерах области (края, республики) и при большом разнообразии природных условий объект для изучения может быть сужен несколькими ближайшими адиинистративными районами.
При изучении тем «Земля и другие небесные тела», «Воздух», «Вода». «Горные породы», «Почва», «Живые организмы и среда обитания» углубляются знания учащихся о природе, в частности и о местной природе, о рациональном использовании ее богатств, имеете с тем даются новые сведения о Земле и Солнце, о свойствах компонентов природы, о связях между органическим и неорганическим миром, об относительной приспособленности растений и животных к различным условиям среды обитания.
В теме «Организм человека, охрана его здоровья» дается лишь общее представление об органах, их положении в организме человека и выполняемой ими функции. Эти сведения необходимы для того, чтобы помочь учащимся представить организм человека как единое целое. Основное внимание должно быть уделено вопросам личной и общественной гигиены и особенно тем мероприятиям, которые могут и должны выполнять сами дети для сохранения и ук- "' репления своего здоровья. Изучение этой темы пойдет успешнее, если учащиеся будут проводить самонаблюдения.
Предусмотренные программой знания, умения и навыки учащихся должны быть усвоены в основном на уроках, под руководством учителя. Вместе с тем обучение природоведению потребует и систематического выполнения домашних заданий. Учителя не должны допускать перегрузки учащихся учебным материалом как на уроках, так и в домашних заданиях. В этих целях на каждом уроке следует заботиться о смене видов деятельности, проводить физкультминутки, снимающие утомление у детей.
В программе определены требования к знаниям и умениям учащихся по природоведению, необходимые для преемственной связи с изучением в последующих классах естественнонаучных дисциплин: ботаники, зоологии, анатомии, географии.
ПРОГРАММА
III КЛАСС (34 ч)
Введение (1 ч)
Что такое природа? Природа живая и неживая. Наблюдения в природе.
Летние и осенние изменения в природе (11 ч)
Неживая природа летом: температура воздуха, характер облачности, летние дожди и грозы, состояние почвы и водоемов. Неживая природа осенью: похолодание, характер облачности, осенние дожди и другие виды осадков, осенние туманы, первые заморозки,
состояние почвы и водоемов. Термометр. Измерение температи воздуха.
Растения летом и осенью. Части растения. Деревья, кустарники, травянистые растения. Деревья лиственные и хвойные. Внепщ вид растений летом. Цветение растений. Созревание плодов семян.
Изменения в жизни растений осенью: изменение окраски листьев, листопад, увядание травянистых растений. Осенние плоды семена. Охрана растений летом и осенью.
Дикие и домашние животные летом. Условия питания. Изменения в жизни диких и домашних животных осенью. Изменение условий питания. Исчезновение насекомых. Перелетные птицы и и отлет в теплые страны. Зимующие птицы и изменения в их жизни осенью. Подготовка к зиме зверей и других обитающих в данной местности животных. Отличия диких животных и домашних. Охрана диких животных летом и осенью.
Труд людей летом и осенью. Уход за посевами. Уборка урожая. Забота об урожае будущего года. Осенние посадки деревьев я кустарников. Подготовка садов и парков к зиме. Подготовка домашних животных к зиме. Труд людей, связанный с охраной природы в данной местности. Участие детей в труде людей осенью.
Охрана здоровья человека. Предупреждение простудных заболеваний. Режим дня школьника.
Экскурсия (1): в лес, сад или парк с целью знакомства с местными деревьями, кустарниками, травянистыми растениями и изменениями в жизни растений и животных осенью.
Практические работы (2): строение термометра и измерение температуры воздуха; части растения.
Зимние изменения в природе (11 ч)
Неживая природа зимой: температура воздуха, характер облачности, осадки. Снегопады, метели. Установление постоянного снегового покрова. Снег и лед. Состояние водоемов и почвы.
Растения зимой. Хвойные и лиственные деревья и кустарники зимой. Особенности зимовки растений под снегом. Значение снегового покрова для защиты растений. Охрана растений в природе зимой. Комнатные растения и уход за ними.
Животные зимой. Зимующие птицы и условия их питания зимой. Жизнь зверей и домашних животных в зимнее время. Охрана диких животных зимой.
Труд людей зимой. Задержание снега на полях. Подготовка техники к весне. Работа в зерно- и овощехранилищах. Уборка снега на улицах городов и поселков. Труд людей, связанный с охраной природы зимой. Участие людей в труде зимой.
Охрана здоровья человека зимой. Первая помощь при обмораживании.
Экскурсия (1): в лес, сад или парк с целью наблюдения за состоянием деревьев и кустарников зимой.
Простейшие опыты со снегом и льдом.
Практические работы: измерение глубины снегового покрова;уход за комнатными растениями; первая помощь при обмораживании.
Весенние изменения в природе(10 ч)
Неживая природа весной: потепление, таяние снега, характер облачности, осадки. Состояние водоемов: ледоход, половодье, Оттаивание почвы, накопление влаги в почве.
растения весной. Раннецветущие растения. Набухание почек у деревьев и кустарников. Распускание листьев. Цветение растений.
Размножение растений черенками, отводками, усами, луковицами, клубнями, корнями. Охрана растений весной.
Животные весной. Изменение условий питания животных. Появление насекомых. Возвращение перелетных птиц, гнездование. Изменения в жизни животных. Появление детенышей у животных. Охрана диких животных весной. Домашние животные весной.
Труд людей весной. Весенние работы в полях, садах, парках, на улицах городов и сел. Весенние посадки деревьев и кустарников. Труд людей, связанный с охраной природы. Участие детей в труде людей весной.
Экскурсия (1): в лес, садили парк с целью наблюдения за весенними изменениями в жизни растений и животных.
Наблюдения за развитием растений из семян (на основе ранее заложенных опытов на уроках трудового обучения).
Практические работы: размножение растений черенками (бальзамин, пеларгония и др.), луковицами (амариллис), отводками (традесканция, плющ), усами (камнеломка); выращивание в ящиках или цветочных горшках лука; проращивание клубней картофеля.
Заключение (1 ч)
Обобщение знаний о временах года. Летнее закаливание организма.