Введение

ПРОГРАММЫ

СПЕЦИАЛЬНЫХ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ШКОЛ

Для детей

С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ, 1—5 КЛАССЫ

I ОТДЕЛЕНИЕ

 

 

РУССКИЙ ЯЗЫК

МАТЕМАТИКА

ПРИРОДОВЕДЕНИЕ

РИТМИКА

Рекомендовано

Главным управлением общего среднего образования

Министерства просвещения СССР

 

 

МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1987

Разработано Главным управлением общего среднего образования

Министерства просвещения СССР

и Научно-исследовательским институтом

дефектологии АПН СССР

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение................................................. 3

Русский язык....................................... 4

Математика............................................ 99

Природоведение.................................... 115

Ритмика.................................................. 129

 

4310010000-567 П ------------------—икф. письмо—87

103(03)—87

Министерство просвещения СССР, 1987

 

Введение

Типовые программы для I отделения школ для детей с тяжелыми нарушениями речи разработаны в соответствии с новым учебным планом и с учетом изменений в программах массовой общеобразовательной школы в свете реформы общеобразовательной профессиональной школы.

Учебный план за шесть лет обучения обеспечивает общеобрг зовательную подготовку детей в объеме программы I—IV классо одиннадцатилетней общеобразовательной школы.

Вместе с тем программы школ для детей с тяжелыми нарушениями речи имеют свои особенности, которые наряду с общеобразовательной подготовкой обеспечивают решение задач коррекщионной направленности. Программы построены с учетом специфик основного дефекта детей, что отражено прежде всего в программ по русскому языку: развитие речи (подготовительный—V классы); произношение (подготовительный—II классы); обучение грамоте (подготовительный —I классы); фонетика, грамматика, прэ вописание и развитие речи (II—V классы); чтение и развитие речи II—V классы).

Каждый из разделов включает систематическую работу по формированию различных сторон речевой деятельности и преследует единую цель — наряду с выполнением общих учебных задач ликвидировать проявления речевой патологии.

На занятиях по развитию речи предусмотрена специальная коррекционная работа по формированию лексико-грамматического строя речи, по развитию свободного речевого высказывания. Вместе с тем предусматривается и работа по развитию предметных представлений с одновременным ознакомлением детей с окружающим миром в соответствии с программой массовой школы.

Большое внимание уделяется усилению коррекционного воздействия на основной речевой дефект на индивидуальных логопедических занятиях, число которых увеличено, в связи с чем по годам обучения перераспределен материал по произношению.

В программе по чтению расширен раздел по развитию понима яия читаемого текста различной сложности, определено соотношение активного и пассивного словаря; усилена идейно-политическа: направленность материала.

Программный материал по математике предусматривает боле интенсивную и направленную работу над усвоением учащимися специальных математических понятий и речевых формулировок условий задач. В этом отражена специфика обучения математике де тей с тяжелыми нарушениями речи.

Программа по природоведению также имеет коррекционнук направленность по преодолению недостатков речевого развития путем обогащения словаря и расширения речевой практики.

Оригинальной является программа по ритмике, включающая в себя бя общеразвивающие упражнения, музыкально-ритмические занятия, пение и слушание музыки.

РУССКИЙ ЯЗЫК

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Начальный курс русского языка в I отделении специальной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи является основ­ным учебным предметом. Он призван восполнять пробелы рече­вого развития детей, давать им практическую речевую подготовку, развивать и обогащать представления учащихся об окружающем мире, повышать уровень их общего развития, учить осмысленно читать, грамотно писать, связно излагать свои мысли в письмен­ной форме, давать ряд сведений по грамматике и правописанию, а также элементарные представления о литературе.

В I отделение принимаются дети с грубо выраженным общим недоразвитием речи (алалией, алалией, осложненной заиканием, афазией, дизартрией, ринолалией и тяжелой дислалией, сопровож­дающейся дисграфией и дислексией).

Общее недоразвитие речи у таких учеников проявляется в позднем ее развитии. Поэтому их опыт речевого общения оказы­вается намного меньше, чем у детей с нормальной речью, и харак­теризуется недоразвитием всех компонентов речи, касающимся как смысловой, так и звуковой ее сторон. Речь детей характеризуется чрезвычайной бедностью словаря. Каждый учащийся имеет свой словарь, иногда весьма отличный от словаря других. Используемые слова в большинстве случаев произносятся искаженно и употреб­ляются не всегда верно, часто наблюдаются замены одного слова другим вследствие неправильного понимания их значения.

Ученики стремятся изменить слова по родам, числам, падежам, лицам и временам, но их попытки оказываются часто безуспеш­ными. При построении предложений нарушаются нормы согласо­вания и управления. Затруднения в практическом овладении грам­матическими закономерностями языка ограничивают понимание устной речи и читаемого текста, многие грамматические формы и категории недостаточно различаются детьми.

Наблюдаются грубые недостатки в произношении звуков и сло­говой структуры даже двусложных слов. Отсюда недостаточная готовность к овладению звуковым анализом и синтезом слов, что приводит в процессе обучения к специфическим (дисграфическим) ошибкам. Все это ограничивает общение детей. Их разговорная речь оказывается бедной, малословной, тесно связанной со ленной ситуацией. Вне этой ситуации она часто оказываем непонятной. Развитие описательной и повествовательной речи (моно­логической), очень важной для обучения и усвоения детьми зна­ний, происходит в процессе обучения очень медленно.

Указанные отклонения в развитии речи детей требуют специ­альной работы по их преодолению. Часы по русскому языку, предусмотренные учебным планом, распределяются следующим образом:

 

 

Содержание обучния Количество часов по классам
Подгото- вит. класс I II III IV V
I полу- годие II полугодие   I вари- ант 1 II вари- ант2        
Развитие речи 4-
Произношение - ---
Обучение грамоте -
Фонетика, грамматика правописание и разви- тие речи -
Чтение н развитие речи __ 3 -
Всего часов

Каждый из разделов программы обязательно включает систе­матическую и планомерную работу по формированию и развитию самостоятельной речи учащихся, которая осуществляется разными путями, но ведет к единой цели — ликвидировать в процессе обу­чения недостатки речевого развития ребенка и создать у него го­товность к овладению школьными навыками и умениями.

На специальных уроках по развитию речи учащиеся получают практическую речевую подготовку и приучаются наблюдать, ана­лизировать и обобщать различные процессы языковой деятель­ности. На этих уроках ведется работа по развитию разговорной и монологической связной речи на основе обогащения и уточнения словарного запаса и практического овладения основными законо­мерностями грамматического строя языка.

На уроках произношения ня основе коррекционных упражне­ний формируется правильное усвоение звуковой структуры слова, произношение и восприятие звуков, а также первоначальный навык звукового анализа. На уроках развития речи и на уроках произношения учащиеся овладевают языком для повседневного общения с окружающими, получают основу для овладения грамо­той, грамматикой, правописанием и чтением.

1 I вариант программы предназначен для работы с учащимися I класса

2-го года обучения. ,

г II вариант программы предназначен для работы с учащимися 1 класса 1-го года обучения.

В свою очередь, обучение грамоте является не только сред­ством приобретения первоначальных навыков правильного чтения и грамотного письма, но также одним из способов формирования устной речи благодаря развитию познавательных процессов, на­блюдениям и обобщениям в области речевых звуков.

Уроки чтения также предусматривают, помимо формированиятехники чтения и решения общеобразовательных и воспитатель­ных задач, использование чтения как коррекционного средства развития речи. Эти уроки являются эффективным средством за­крепления правильного произношения звуков и слов различной слоговой структуры, накопления и обогащения словарного запаса, развития грамматического строя языка, понимания синтаксиче­ских конструкций и овладения различными видами речи (диалогической, описательной и т. д.).

Для коррекционной работы над речью предназначены индиви­дуальные занятия, которые выносятся за сетку часов. Знания и навыки, полученные на индивидуальных занятиях, закрепляются во время классных занятий:

В начале каждого года'учитель школы для детей с тяжелыми нарушениями речи одновременно с изучением программного мате­риала должен определить уровень речевого развития каждого ре­бенка: объем словарного запаса, правильное употребление грамма­тических форм, навыки произношения звуков.

Показатели речевого развития, выявленные в начале года, и последующие изменения в процессе обучения у каждого ученика отмечаются в речевых картах.