Введение
ПРОГРАММЫ
СПЕЦИАЛЬНЫХ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ШКОЛ
Для детей
С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ, 1—5 КЛАССЫ
I ОТДЕЛЕНИЕ
РУССКИЙ ЯЗЫК
МАТЕМАТИКА
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ
РИТМИКА
Рекомендовано
Главным управлением общего среднего образования
Министерства просвещения СССР
МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1987
Разработано Главным управлением общего среднего образования
Министерства просвещения СССР
и Научно-исследовательским институтом
дефектологии АПН СССР
СОДЕРЖАНИЕ
Введение................................................. 3
Русский язык....................................... 4
Математика............................................ 99
Природоведение.................................... 115
Ритмика.................................................. 129
4310010000-567 П ------------------—икф. письмо—87
103(03)—87
Министерство просвещения СССР, 1987
Введение
Типовые программы для I отделения школ для детей с тяжелыми нарушениями речи разработаны в соответствии с новым учебным планом и с учетом изменений в программах массовой общеобразовательной школы в свете реформы общеобразовательной профессиональной школы.
Учебный план за шесть лет обучения обеспечивает общеобрг зовательную подготовку детей в объеме программы I—IV классо одиннадцатилетней общеобразовательной школы.
Вместе с тем программы школ для детей с тяжелыми нарушениями речи имеют свои особенности, которые наряду с общеобразовательной подготовкой обеспечивают решение задач коррекщионной направленности. Программы построены с учетом специфик основного дефекта детей, что отражено прежде всего в программ по русскому языку: развитие речи (подготовительный—V классы); произношение (подготовительный—II классы); обучение грамоте (подготовительный —I классы); фонетика, грамматика, прэ вописание и развитие речи (II—V классы); чтение и развитие речи II—V классы).
Каждый из разделов включает систематическую работу по формированию различных сторон речевой деятельности и преследует единую цель — наряду с выполнением общих учебных задач ликвидировать проявления речевой патологии.
На занятиях по развитию речи предусмотрена специальная коррекционная работа по формированию лексико-грамматического строя речи, по развитию свободного речевого высказывания. Вместе с тем предусматривается и работа по развитию предметных представлений с одновременным ознакомлением детей с окружающим миром в соответствии с программой массовой школы.
Большое внимание уделяется усилению коррекционного воздействия на основной речевой дефект на индивидуальных логопедических занятиях, число которых увеличено, в связи с чем по годам обучения перераспределен материал по произношению.
В программе по чтению расширен раздел по развитию понима яия читаемого текста различной сложности, определено соотношение активного и пассивного словаря; усилена идейно-политическа: направленность материала.
Программный материал по математике предусматривает боле интенсивную и направленную работу над усвоением учащимися специальных математических понятий и речевых формулировок условий задач. В этом отражена специфика обучения математике де тей с тяжелыми нарушениями речи.
Программа по природоведению также имеет коррекционнук направленность по преодолению недостатков речевого развития путем обогащения словаря и расширения речевой практики.
Оригинальной является программа по ритмике, включающая в себя бя общеразвивающие упражнения, музыкально-ритмические занятия, пение и слушание музыки.
РУССКИЙ ЯЗЫК
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Начальный курс русского языка в I отделении специальной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи является основным учебным предметом. Он призван восполнять пробелы речевого развития детей, давать им практическую речевую подготовку, развивать и обогащать представления учащихся об окружающем мире, повышать уровень их общего развития, учить осмысленно читать, грамотно писать, связно излагать свои мысли в письменной форме, давать ряд сведений по грамматике и правописанию, а также элементарные представления о литературе.
В I отделение принимаются дети с грубо выраженным общим недоразвитием речи (алалией, алалией, осложненной заиканием, афазией, дизартрией, ринолалией и тяжелой дислалией, сопровождающейся дисграфией и дислексией).
Общее недоразвитие речи у таких учеников проявляется в позднем ее развитии. Поэтому их опыт речевого общения оказывается намного меньше, чем у детей с нормальной речью, и характеризуется недоразвитием всех компонентов речи, касающимся как смысловой, так и звуковой ее сторон. Речь детей характеризуется чрезвычайной бедностью словаря. Каждый учащийся имеет свой словарь, иногда весьма отличный от словаря других. Используемые слова в большинстве случаев произносятся искаженно и употребляются не всегда верно, часто наблюдаются замены одного слова другим вследствие неправильного понимания их значения.
Ученики стремятся изменить слова по родам, числам, падежам, лицам и временам, но их попытки оказываются часто безуспешными. При построении предложений нарушаются нормы согласования и управления. Затруднения в практическом овладении грамматическими закономерностями языка ограничивают понимание устной речи и читаемого текста, многие грамматические формы и категории недостаточно различаются детьми.
Наблюдаются грубые недостатки в произношении звуков и слоговой структуры даже двусложных слов. Отсюда недостаточная готовность к овладению звуковым анализом и синтезом слов, что приводит в процессе обучения к специфическим (дисграфическим) ошибкам. Все это ограничивает общение детей. Их разговорная речь оказывается бедной, малословной, тесно связанной со ленной ситуацией. Вне этой ситуации она часто оказываем непонятной. Развитие описательной и повествовательной речи (монологической), очень важной для обучения и усвоения детьми знаний, происходит в процессе обучения очень медленно.
Указанные отклонения в развитии речи детей требуют специальной работы по их преодолению. Часы по русскому языку, предусмотренные учебным планом, распределяются следующим образом:
Содержание обучния | Количество часов по классам | |||||||
Подгото- вит. класс | I | II | III | IV | V | |||
I полу- годие | II полугодие | I вари- ант 1 | II вари- ант2 | |||||
Развитие речи | 4- | |||||||
Произношение | - | — | --- | |||||
Обучение грамоте | — | - | — | — | ||||
Фонетика, грамматика правописание и разви- тие речи | - | — | — | — | ||||
Чтение н развитие речи | __ | — | — | — | 3 - | |||
Всего часов |
Каждый из разделов программы обязательно включает систематическую и планомерную работу по формированию и развитию самостоятельной речи учащихся, которая осуществляется разными путями, но ведет к единой цели — ликвидировать в процессе обучения недостатки речевого развития ребенка и создать у него готовность к овладению школьными навыками и умениями.
На специальных уроках по развитию речи учащиеся получают практическую речевую подготовку и приучаются наблюдать, анализировать и обобщать различные процессы языковой деятельности. На этих уроках ведется работа по развитию разговорной и монологической связной речи на основе обогащения и уточнения словарного запаса и практического овладения основными закономерностями грамматического строя языка.
На уроках произношения ня основе коррекционных упражнений формируется правильное усвоение звуковой структуры слова, произношение и восприятие звуков, а также первоначальный навык звукового анализа. На уроках развития речи и на уроках произношения учащиеся овладевают языком для повседневного общения с окружающими, получают основу для овладения грамотой, грамматикой, правописанием и чтением.
1 I вариант программы предназначен для работы с учащимися I класса
2-го года обучения. ,
г II вариант программы предназначен для работы с учащимися 1 класса 1-го года обучения.
В свою очередь, обучение грамоте является не только средством приобретения первоначальных навыков правильного чтения и грамотного письма, но также одним из способов формирования устной речи благодаря развитию познавательных процессов, наблюдениям и обобщениям в области речевых звуков.
Уроки чтения также предусматривают, помимо формированиятехники чтения и решения общеобразовательных и воспитательных задач, использование чтения как коррекционного средства развития речи. Эти уроки являются эффективным средством закрепления правильного произношения звуков и слов различной слоговой структуры, накопления и обогащения словарного запаса, развития грамматического строя языка, понимания синтаксических конструкций и овладения различными видами речи (диалогической, описательной и т. д.).
Для коррекционной работы над речью предназначены индивидуальные занятия, которые выносятся за сетку часов. Знания и навыки, полученные на индивидуальных занятиях, закрепляются во время классных занятий:
В начале каждого года'учитель школы для детей с тяжелыми нарушениями речи одновременно с изучением программного материала должен определить уровень речевого развития каждого ребенка: объем словарного запаса, правильное употребление грамматических форм, навыки произношения звуков.
Показатели речевого развития, выявленные в начале года, и последующие изменения в процессе обучения у каждого ученика отмечаются в речевых картах.