Факторы психического развития. Динамика возраста

Понятие возраста. Биологический, паспортный и психологический возраст. Ретардация и акселерация развития. Социальная ситуация развития. Соотношение обучения и развития. Сензитивные и критические периоды развития. Проблема органической и средовой обусловленности развития. Движущие силы, условия и факторы развития. Периодизация возрастного развития. Человек как субъект развития.

 

Периодизация возрастного развития. Критические и сензитивные периоды развития

Две точки зрения на процесс развития: непрерывная и дискретная. Стадиальность процесса развития. Эмпирическая и теоретическая периодизация развития. Последовательность этапов детского развития по Д.Б.Эльконину, Д.И.Фельдштейну как компромисс эмпирического и теоретического подходов. Выделение эпох, периодов и фаз развития. Возрастная периодизация по П.П.Блонскому, Э.Эриксону, З.Фрейду.

 

Психология учебной деятельности

Учебная деятельность как специфический вид деятельности. Предметное содержание учебной деятельности. Внешняя структура учебной деятельности. Учебная мотивация. Усвоение – центральное звено учебной деятельности. Самостоятельная работа – высшая форма учебной деятельности. Учебная активность студентов и факторы ее определяющие. Учебная успешность студентов. Индивидуальные стили учебно-познавательной деятельности студентов. Становление профессионального самосознания в процессе обучения. Динамика развития профессионально-важных качеств в процессе обучения.

 

Психология педагогической деятельности

Общая характеристика педагогической деятельности. Психологические модели педагогической деятельности. Мотивация педагогической деятельности и ее влияние на успешность. Основные функции и умения в педагогической деятельности. Психологическая рефлексия и экспертиза педагогической деятельности. Профессионализм и мастерство в педагогической деятельности.

Общение как социально-психологический феномен

Общение как категория социальной психологии. Феноменология общения. Общение как обмен информацией (коммуникация). Общение как взаимодействие (интеракция). Общение как восприятие человека человеком (социальная перцепция). Механизмы взаимопонимания в процессе общения. Содержание и эффекты межличностного восприятия.