Индивидуальные особенности мыслительной деятельности человека: широта ума, глубина ума, самостоятельность мышления, критичность, гибкость быстрота ума.

Мышление и речь.Функции речи. Виды речи: внешняя речь (устная диалогическая и устная монологическая, письменная речь), внутренняя речь.

Воображение. Основные понятия: воображение, образ восприятия, образ представления, комбинирование, агглютинация, гиперболизация, типизация, акцентирование. Общее понятие о воображении. Физиологические основы воображения.

Виды воображения:

— по степени субъективного контроля: непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное);

— по степени уникальности образа: воссоздающее и творческое;

— по особенностям предмета представления: визуальное и абстрактно-логическое;

— по модальному признаку: зрительное, слуховое, обонятельное, осязательное, вкусовое, органическое;

— по форме существования материи: представление пространства и времени.

Приемы воображения: комбинирование, агглютинация, гиперболизация, типизация, акцентирование. Связь воображения с действительностью.

Внимание. Основные понятия: внимание, произвольное, непроизвольное, послепроизвольное внимание, объём, распределение, сосредоточенность, устойчивость, переключение внимания. Общее понятие о внимании. Физиологические основы внимания.

Виды внимания:

— по особенностям объекта сосредоточения сознания: сенсорное (зрительное, слуховое и др.), интеллектуальное, моторное (двигательное)

— по наличию волевого компонента: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.

Свойства внимания: объем, распределение, сосредоточенность, устойчивость, колебание, переключение внимания.

Психология деятельности

Общее понятие о деятельности. Структура деятельности человека:

¾ потребностно-мотивационный блок (потребность, мотив, классификация мотивов деятельности человека)

¾ целеполагающий блок (цель, задача)

¾ действенно-операционный блок (действия, операции).

Освоение деятельности. Умения, навыки и привычки. Основные виды деятельности человека (игра, учение, труд). Ведущая деятельность. Признаки ведущей деятельности. Игра — ведущая деятельность дошкольного возраста. Учебная деятельность — ведущая деятельность младшего школьного возраста. Интимно-личностное — общение ведущая деятельность подросткового возраста.

 

Личность как объект психологического исследования

Основные положения, касающиеся взглядов исследователей на природу человека. Основные компоненты теории личности. Разнообразие теоретических подходов к исследованию личности. Характеристика сущности личности, ее структуры, детерминант развития, методов исследования, психотерапии, психического здоровья и психопатологии в психоанализе, бихевиоризме, гуманистической психологии.