Индивидуальные особенности мыслительной деятельности человека: широта ума, глубина ума, самостоятельность мышления, критичность, гибкость быстрота ума.
Мышление и речь.Функции речи. Виды речи: внешняя речь (устная диалогическая и устная монологическая, письменная речь), внутренняя речь.
Воображение. Основные понятия: воображение, образ восприятия, образ представления, комбинирование, агглютинация, гиперболизация, типизация, акцентирование. Общее понятие о воображении. Физиологические основы воображения.
Виды воображения:
— по степени субъективного контроля: непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное);
— по степени уникальности образа: воссоздающее и творческое;
— по особенностям предмета представления: визуальное и абстрактно-логическое;
— по модальному признаку: зрительное, слуховое, обонятельное, осязательное, вкусовое, органическое;
— по форме существования материи: представление пространства и времени.
Приемы воображения: комбинирование, агглютинация, гиперболизация, типизация, акцентирование. Связь воображения с действительностью.
Внимание. Основные понятия: внимание, произвольное, непроизвольное, послепроизвольное внимание, объём, распределение, сосредоточенность, устойчивость, переключение внимания. Общее понятие о внимании. Физиологические основы внимания.
Виды внимания:
— по особенностям объекта сосредоточения сознания: сенсорное (зрительное, слуховое и др.), интеллектуальное, моторное (двигательное)
— по наличию волевого компонента: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.
Свойства внимания: объем, распределение, сосредоточенность, устойчивость, колебание, переключение внимания.
Психология деятельности
Общее понятие о деятельности. Структура деятельности человека:
¾ потребностно-мотивационный блок (потребность, мотив, классификация мотивов деятельности человека)
¾ целеполагающий блок (цель, задача)
¾ действенно-операционный блок (действия, операции).
Освоение деятельности. Умения, навыки и привычки. Основные виды деятельности человека (игра, учение, труд). Ведущая деятельность. Признаки ведущей деятельности. Игра — ведущая деятельность дошкольного возраста. Учебная деятельность — ведущая деятельность младшего школьного возраста. Интимно-личностное — общение ведущая деятельность подросткового возраста.
Личность как объект психологического исследования
Основные положения, касающиеся взглядов исследователей на природу человека. Основные компоненты теории личности. Разнообразие теоретических подходов к исследованию личности. Характеристика сущности личности, ее структуры, детерминант развития, методов исследования, психотерапии, психического здоровья и психопатологии в психоанализе, бихевиоризме, гуманистической психологии.