IHOCTb ФЕНОМЕНА ЮНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ, СТРУКТУРА И СВОЙСТВА
1. Ковалев В. В. Семиотика и диагностика психическщ
болеваний у детей и подростков. М., 1985.
2. Лебединский В. В. Нарушения психического развит
детей. М., 1985.
3. Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза. СПб., 2|
4. Международная классификация болезней (10-й п|
смотр). Классификация психических и поведенчес
расстройств. СПб., 1994.
5. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети. М., 2(
6. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностик
коррекция в детском возрасте. М., 2002.
7. Усанова О. Н. Специальная психология. М., 2000.
Даваяопределение дизонтогенезу как обычному развитш протекающему в необычных условиях, мы тем самым пыт лись указать на его природу или сущность. Неблагоприя ные условия приводят к тому, что процесс развития разв! рачивается иным способом, чем в норме, сохраняя при эте все свои основные свойства. Именно поэтому неправоме] но отожествлять нарушенное развитие с болезнью, хотя б( лезнь или ее последствия могут выступать в форме небл гоприятного условия или причины отклонений в развити Но единство причины и следствия не означает их тожд ство. Кроме того, по своей сути и направленности болез] как процесс представляет собой нечто противоположи» феномену развития (схема 6.1).
Нарушенное развитие обладает определенной структурой свойствами. Наиболее обобщенно в специальной психол' гии воспроизвел основные характеристики (параметр! нарушенного развития В. В. Лебединский. К числу таю параметров относят функциональную локализацию наруш ний, разделяя их на частные и общие. Первые связаны нарушениями отдельных функций: восприятия, предметнь действий, речи и пр. Общие нарушения проявляются в ди функциях разных сторон регуляторных систем.
Второй параметр дизонтогенеза связан с временем появл ния того или иного нарушения.Как указывал Л. С. Выготски
ПРАКТИКУМ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Ф§НОМЕНА ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ, ЕГО СТРУКТУРА И СВОЙСТЕ
Праметры
(характеристики)