Спиши текст.

Письмо под диктовку.

Молодые липки очень гибкие.

Кошке игрушки, а мышке слёзки.

Мама взяла утюг и погладила юбку.

Дождь залил все грядки.

Падают с ветки молодые монетки.

Подчеркните проверяемую парную согласную.

 

 

Прочитай слова парами.


Краска – сказка

Пятка – грядка

Чашка – ложка

Коляска – повязка

Шапка – шубка

Ветка – лодка


Как слышится согласный перед глухими согласными?

Сравни написание и произношение этих слов?

 

Оглушение звонких согласных объясняется соседством глухого согласного - к. Если устранить это соседство, то звуки звучат звонко – шапочка, шубочка. Соседние гласные проясняют их звучание. Оглушение может произойти с любым из парных согласных. Звонкий согласный будет произносится, как его парный согласный.

 

Как можно проверить сомнительную согласную в середине слова?

 

 

Вставь пропущенные буквы.

Сапо…ки, тро…ка, про…ка, лу…ки, гря…ка, ры…ка, кно…ка, яго…ка, клее…ка, закла…ка, заря…ка, оса…ки, коро…кий, про…ьба, площа…ка, бума…ка, карто…ка, но…ка, ро…ки, ло…ки, сто…ки, кру…ки, пиро…ки, перево…ка, ука…ка, гри…ки, берё…ка, ска…ка, сколь…кий, шу…ка, бука…ка, голо…ка, ни…кий, бука…ка, мя…кий, варе…ки, дер…кий, ре…ьба, ша…ка.

 

Выполни упражнение по образцу.


ПРОЧИТАТЬ

Яго—ка

Берё—ка

Ры—ка

Лопа—ка

Тра—ка

Морко—ка

Ла—ка

Шу—ка

Матрё—ка

Поло—ка

Кры—ка

Обло—ка

 

ПРОВЕРИТЬ

ягода

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

 

НАПИСАТЬ

ягодка

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________


Прочитай стихотворение. Вставь после проверки пропущенные согласные.

Возле гря…ки две лопа…ки,

Возле ка…ки два ве…ра.

 

После утренней заря…ки

Мы работаем на гря…ке.

 

И поса…ки все в поря…ке.

Их теперь полить пора.

 

Явился в жёлтой шу…ке –

Прощайте, две скорлу…ки.

 

По у…кой доро…ке гусиным ша…ком

Гусиное войско шагает гу…ком.

 

Спиши. Вставь пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова.

Сне … укутал деревья. Ду … в мохнатой ша…ке. На ветках бере… белый шар… . Молодая ёлочка спряталась в сугро… . Не страшен деревьям холо… и моро… .

 

Прочитай, найди орфограммы, проверь.

Пруд

Хорош пруд около нашего села. К пруду ведёт узкая дорожка. На берегу беседка. Вокруг пруда растут березки и дубки. Вода в пруду прозрачная и гладкая. Мы часто катаемся на лодке. В тихой воде мелькают рыбки.

 

Диктант

Медведь может повалить лося, лошадь. Но может питаться и корешками трав. Любит мишка полакомится медком, рыбкой, ягодкой. Длинной гибкой шеей достает жираф зеленые побеги деревьев.

Объясни расстановку пропущенных букв.

1. Стоит избу›ка на курьих но›ках.

2. Собака спит в бу›ке.

3. На гря›ке растёт морко›ка.

4. Дети идут в ле› за сла›кой яго›кой.

5. У ни›кого берега стояла ло›ка.

6. К лесу вела у›кая доро›ка.

 

Спиши текст.

Кудрявая берёcка стcит у рcки. Вcтерок качcет мcлcдые лcсточки. На вcрхушке берёcки сcдит соловей. Он звонко поёт вcсёлую песню.

1. К словам первого столбика подбери однокоренные слова из второго столбика.

Грибки узок

Краски грибной

Дудки красит

Редкий дудит

Мягкий реденький

Узкий грибы

узенький

дудочка

мягонький

2. Прочитай текст. Подбери проверочные слова к сомнительным согласным. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Заря…ка.

Стоит тёплая пого…ка. Ребята вышли на заря…ку. Бодрой похо…кой идут они на площа…ку. Дежурный раздал ребятам фла…ки. Они делают упражнение с фла…ками.

 

1. + Прочитай слова.

САД ГРИБ ФЛАГ ЁЖ РУКАВ ПЛОТ РАК ШКАФ КУСТ КРУГ ОТРЯД

+ Как произносятся согласные в конце слова?

+ Какой буквой обозначены эти согласные?

+ Как можно проверить парные согласные в конце слова?

2. + Прочитай. Измени слова так, чтобы можно было проверить написание согласной в конце каждого из них.


Город – города

Сугроб –

Пирог –

Мост –

Ландыш –

Отряд –

Сад –

Завод –

Арбуз –

Гриб –

Шарф –

Флаг –

След –

Чиж –


3. Вставьте нужную букву, назовите проверочное слово.

цветущий лу(к,г) – горький лу(к,г)

деревенский пру(т,д) – ивовый пру(т,д)

сочный пло(д,т) – деревянный пло(д,т)

4. + Отгадай загадки. Запиши в тетрадь отгадку, а в скобках проверочное слово.


Берега зеленые, вода красная,

Рыбки черные. (арбуз)

Где пройду я там порядок

Ни морщинок нет, ни складок. (утюг)

 

На мели сидит,

Усами шевелит,

А гулять пойдет, -

Задом наперед. (рак)

 

За тобою он плетется,

Хоть на месте остается. (след)

 

Землю пробуравил, корешок оставил,

Сам на свет явился,

Шапочкой прикрылся. (гриб)

 

Не галстук он, не воротник,

А шею обнимать привык,

Не всегда, а лишь тогда,

Когда бывают холода. (шарф)

 

Прозрачный, как стекло,

А не вставишь в окно. (лёд)

 

Все изрыл – и луг, и сад –

Землеройный аппарат,

В темноте в часы прогулки

Рыл под полем переулки. (крот)


5. Словарный диктант (произношу, как слышится)

НОС, ГЛАЗ, САПОГ, ВОЛК, СТОЛБ, ВРАГ, МОСТ, УЛОВ, ШКАФ, ГАРАЖ, КАМЫШ, РУКАФ, СОЛДАТ, БАГАЖ, ТОРТ.

+ Проверь, подобрав проверочное слово, подчеркни орфограмму.

 

6. + Прочитай пословицы. Вставь пропущенные буквы, объясни их правописание.

Кто любит тру__, того люди чтут.

На языке мё__, а под языком лё__.

Спасибо, моро__, что снегу нанё__.

Пей, ешь, а правду ре__ь.

Каков корень, таков и пло__.

Кто трудиться ра__, тот будет хлебом бога__.

 

7. + Проверь сомнительный согласный в конце слова, подними соответствующую букву.

п – б – суп, краб, сугроб, прорубь, зуб, ястреб;

д – т – сад, мёд, крот, завод, лёд, труд, народ;

ш – ж – малыш, шалаш, ёж, рожь, нож, ёрш, ландыш;

с – з – мороз, арбуз, груз, нос, глаз, воз, рассказ;

ф – в – обувь, морковь, клюв, шкаф, бровь, жираф, посев;

к – г – овраг, флаг, стук, утюг, фартук, берег, друг, шаг.

 

8. Диктант.

В лесу – ёж, а в реке – ёрш.

Стриж летает, а уж ползает.

На второй этаж я поднимаюсь пешком.

Летом все идут на пляж загорать.

Юра перелез через овраг.

Ребята пошли в поход.

Ястреб летит высоко.

Ландыш красивый цветок.

+ Подчеркни сомнительную согласную.