ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Предметом изучения данной отрасли специальной психологии являются особенности формирования и развития психики людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Задачи этого направления специальной психологии:

1) изучить общие закономерности психического развития де­тей с нормальным и нарушенным двигательным развитием;

2) изучить специфические особенности развития психики де­тей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

3) раскрыть компенсаторные возможности, позволяющие пре­одолеть воздействие нарушений опорно-двигательного аппарата на психическое развитие;

4) выявить наиболее эффективные методы коррекционного воз­действия на развитие ребенка с нарушениями опорно-двигатель­ного аппарата, дав им психологическое обоснование.

В центре внимания направления специальной психологии — дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. К этой ка­тегории относятся дети:

с детскими церебральными параличами;

с последствиями полиомиелита;

с прогрессирующими нервно-мышечными заболеваниями (ми-опатия, рассеянный склероз и др.);

с врожденным или приобретенным недоразвитием или дефор­мацией опорно-двигательного аппарата.


Ш.4.2. ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС

Изучение клинических и психических особенностей людей с двигательными нарушениями, а также изучение возможности их социальной адаптации началось еще в середине XIX в. В.Литтл первым описал не только клиническую характеристику двигатель­ных расстройств у детей с внутриутробными и родовыми парали­чами, но и дал характеристику их речевых нарушений, особенно­стей личностного развития.

В России в начале XIX в. вопросами помощи детям и подрост­кам с двигательными нарушениями занимался Г. И.Турнер. Он пытался проводить ортопедическую коррекцию пораженных ко­нечностей. Под его патронажем была организована трудовая мас­терская, в которой мальчиков с двигательными нарушениями обу­чали профессиям.

Первая мировая война и последовавшие за ней эпидемии полио­миелита привели к значительному увеличению людей с нарушения­ми опорно-двигательного аппарата, возникшими у них в разном возрасте и вследствие разных причин (болезни, военная травма и т.д.). Реабилитация и социальная адаптация лиц с двигательными нарушениями приобрели значение общественно-политической про­блемы. В попытках ее разрешения большую роль сыграли люди, сами имевшие патологию двигательной сферы. Среди них американский президент Ф. Рузвельт, австралийский писатель и журналист А. Мар­шалл, американский врач Д. Фелпс. Их жизнь и деятельность служит примером того, что человек с двигательными нарушениями, даже лишенный возможности самостоятельного передвижения, может достичь успехов в разных видах общественной деятельности.

Доктор Фелпс из США страдал тяжелым параличом, однако в период между двумя мировыми войнами он получил специальность врача и начал изучение развития детей с церебральным параличом. Он сумел показать обществу, что многие дети с церебральным пара­личом (даже тяжелобольные) могут обладать высоким уровнем ин­теллекта, тонкой восприимчивой психикой. Собранные им научные данные привлекли общественное внимание и способствовали про­буждению сострадания к таким детям, а также пробуждению науч­ного интереса и стремления вовлечь детей с детским церебральным параличом (ДЦП) в активный социальный процесс. Это во многом изменило отношение общества к категории лиц с физическими на­рушениями, вызвало интерес врачей, педагогов, психологов к изу­чению особенностей психики людей с нарушениями опорно-двига­тельного аппарата, привело к разработке методов медицинской и психолого-педагогической коррекции нарушений.

В 50 —60-е гг. XX в. в Венгрии возникло особое направление реабилитационной работы, ориентированное на разработку ме­тодов воспитания движений у детей с нарушениями функций


опорно-двигательного аппарата — кондуктивная педагогика, покг_ завшая ведущую роль специального обучения в преодолении нар7 шения движений.

В нашей стране большой вклад в разработку методов лечени* таких детей внесла К.А.Семенова, а в создание специальной си^ темы их обучения и воспитания — М. В. Ипполитова. К настоящг му времени накоплен большой фактический материал, характеру зующий клинико-психологические особенности детей с нарушь ниями опорно-двигательного аппарата, а также вопросы обученИ и воспитания детей с двигательными нарушениями (К. А. Семене? ва, Е.М.Мастюкова, И.В.Ипполитова, Н.В.Симонова, И.И.Ь\г майчук, И.И.Панченко, Э.С.Калижнюк и др.).

В настоящий момент данная отрасль специальной психологи/ интенсивно развивается как за рубежом, так и в нашей стране.