Валютный рынок: функции, субъекты отношений. Способы и направления котировок валют.

Валютный рынок является важным элементом мирового хозяйства, а также составной частью финансового рынка.

Валютный рынок – это совокупность различных экономических агентов, осуществляющих валютные операции. С функциональной т.зр. валютный рынок можно рассматривать как механизм, обеспечивающий своевременное осуществление международных расчетов, страхование (хеджирование) валютных рисков, диверсификацию активов, получение прибыли его участниками в виде разниц от обменных курсов валют (курсовых разниц).

Участниками валютного рынка являются:

- ЦБ РФ;

- ком.банки;

- др. финансовые институты;

- гос. Министерства и ведомства.

(Валютная котировка —это стоимость единицы одной ва­люты (называемой базовой), выраженная в единицах дру­гой валюты (называемой контрвалютой или котируемой). В обозначении торгуемой пары валют (например, USD/CHF) базовая валюта записывается первой, котируемая — второй.

Котировка состоит из двух цифр.

Первая цифра — бид, т.е. цена, по которой клиент может продать базовую валюту.

Вторая цифра — аск, т.е. цена, по кото­рой клиент может купить базовую валюту за котируемую.

Разница между этими курсами называется спредом. Размер спреда зависит от рассматриваемой пары валют, сум­мы сделки и состояния рынка.

Минимальное измерение котировки называется пунктом. Разные инструменты (пары валют) котируются с разной точностью, т.е. с разным количеством десятичных знаков в котировке. Большинство валют котируются с точ­ностью до 0,0001, некоторые, например иена и ее кроссы, — с точностью до 0,01.

Котировки бывают прямыми и обратными, Прямая котировка — количество национальной валюты за единицу иностранной.

Обратная котировка — количество иностранной валю­ты за единицу национальной. Использование прямой и обратной котировок имеет ис­торическое обоснование. Основной мировой резервной ва­лютой служит американский доллар, поэтому для большин­ства валют используются котировки USD/JРУ, USD/СНF, т.е. доллар является базовой валютой.

------------------------------------------------------------БИЛЕТ 9-------------------------------------------------------------

1. Лекция №9. Финансовое планирование.

1.) Сущность, задачи финансового планирования.

2.) Объекты финансового планирования.

3.) Виды финансового плана.

Планирование представляет собой составную часть управления направленную на оптимальное принятие решений при многовариантном возможном исходе. Планирование - процесс деятельности людей связанный с принятием определенных решений, (прогнозирование - это расчет показателей при заранее обусловленных пара метрах или границах).

Основными задачами финансового планирования является:

1 обеспечение производственного и социального развития предприятия за счет собственных средств или ресурсов;

2 увеличение прибыли за счет роста объемов производства и оптимизации системы государственного регулирования, т.е. увеличение реальной прибыли и минимизация (оптимизация) налогообложения;

3 обеспечение финансовой устойчивости предприятия, т.е. обеспечение своевременности расчетов по всем своим обязательствам, включая расчеты с бюджетом, внебюджетными фондами, кредиторами и т.д..

До перехода к перестройке все предприятия в обязательном порядке должны были разрабатывать финансовый план по рекомендуемым формам и в разрезе месяц, квартал, год, пятилетие (по унифицированным формам). С 1987 года все финансовое планирование отдано на самостоятельность предприятий, отменены все формы расчетов, осталась только система государственного регулирования состояния финансовых планов. Фактически большинство предприятий отказалось от составления таких планов самостоятельно. Теоретически методологическая база перенесена на составление бизнес-планов, а финансовый план - составная часть бизнес-плана. Опыт зарубежных предприятий и российских предприятий перешедших на бизнес-план, неправильный перевод терминов, показателей и т.д. привели к обрат ному эффекту при составлении бизнес-планов.

Следует иметь в виду, что бизнес-план за рубежом представляет собой now- how, и поэтому ни в одной книжке не распечатывается.

Российские предприятия основываясь на своей методологической базе и применяя бизнес-план фактически оказались в той ситуации, когда план есть, а ресурсов нет, т.к. все зарубежные планы рассчитаны на стабильные условия деятельности предприятия.

Объектами финансового планирования являются:

1 выручка от реализации продукции, работ, услуг при всех системах расчетов (наличный, безналичный, бартер, валюта);

2 прибыль, ее формирование, распределение и использование;

3 Фонды специального назначения: потребления, накопления, резервный, страховой; их формирование, распределение и использование;

4 объемы платежей в бюджет, внебюждетные фонды и другие отчисления.

Принципы составления финансовых планов:

1 Все виды финансовых планов на предприятии должны быть тесно связаны между собой и составлять единую систему;

2 непрерывность планирования;

3 единоначалие - при принятии каких-либо решений собственник - главное лицо;

4 данные финансовых планов являются коммерческой тайной предприятия и вся информация, связанная с расчетами, только для внутреннего использования. Первоначальный этап разработки бизнес-плана - это финансовый план (план финансовых ресурсов предприятия), затем - производство, снабжение, реализация. Т.о. финансовый план - завершающий этап.

5 принцип научности;

6 обеспечение соответствия потребностям рынка, т.е. учет конъюнктуры, платежеспособного спроса, платежеспособности, т.е. возможности нормальных расчетов;

7 соответствие сроков получения и использования средств;

8 Обеспечение возможности маневрирования при недостижении запланированной реализации или при превышении плановых затрат;

9 обеспечение эффективности (рациональности) вложений капитала в новые инвестиции должно давать больше, чем в действующих условиях;

10 инвестиции и затраты должны обеспечиваться самым дешевым способом финансирования (собственные средства и бюджетные ассигнования);

11 поддержания платежеспособности предприятия в любой период, в любое время. Основой для финансового планирования является принцип самофинансирования - использование собственных ресурсов, т.е. может рассчитываться коэффициент самофинансирования:

К = собственные источники /привлеченные источники = ( прибыль+амортизация )/привлеченные источники Реально коэффициент зависит от трех источников: собственных, государственных, при влеченных. Для нормального значения этого коэффициента (по теории) доля собственных средств должна быть не меньше 50% общих финансовых ресурсов.

Типы финансовых планов.

1 оперативный - составляется в форме кассовой заявки или планов движения денежных ресурсов предприятия (составляется на один месяц с подекадной или ежедневной разбивкой);

2 текущий - все расчеты ведутся на один год с разбивкой по кварталам. Такой план включает в себя план доходов и затрат, план получения платежей и уплаты налогов в бюджет и внебюджетные фонды, инвестиционный план, план обеспеченности трудовыми ресурсами и т.д..

3 перспективный (стратегический) рассчитывается на 5-10 лет или на программу. Законодательство не предусматривает формальное указание на составление данный планов, но косвенно регулирует. Например, план движения денежных средств в годовой отчетности, заполнение кассовой заявки при расчете с банком, инвестиционный план при получении бюджетных ассигнований и т.д.; через налоги и получение льгот определенным категориям предприятий. Как правило, на МП разрабатываются только оперативные финансовые планы, т.к. невозможно рассчитать на какую-либо перспективу состояние ресурсов, производства выручки (можно рассчитать только на стабильном МП). Оперативные и текущие планы начинают разрабатываться, как правило, со средних предприятий целью развития является расширение сферы деятельности и закрепление на рынке. Цель разработки: наиболее эффективное использование прибыли и нахождение дешевых привлеченных или заемных ресурсов. Перспективные планы разрабатываются ограниченно, только на конкретные программы. Перспективные, текущие и оперативные разрабатываются на крупных предприятиях, концернах и ТНК. Цель их составления: освоение рынков, как внутренних, так и за рубежных; выпуск новых видов продукции, наиболее эффективное использование свободных денежных средств или прибыли; оптимизация системы налогообложения.

Основой для составления финансового плана является:

1 договоры с поставщиками ТМЦ и покупателями;

2 экономические нормативы, утвержденные законами (реклама, представительские), ставки налогообложения (расчет налогооблагаемой базы и применение ставок), нормы амортизации, ставки процентов за банковский кредит. Т.о. разработанные финансовые планы являются увязкой общего объема финансовых ресурсов, их источников и направлений использования.

Основной документ финансового планирования - план доходов и расходов или расчет валовой прибыли и ее распределения. В общем виде этот план можно составить в следующей форме (каждый показатель этого плана рассчитывается по специальным формулам дополнительно: расчет потребности в оборотных средствах, построение графика безубыточности, расчет валовой прибыли и т.д.).

Расчет позволяет проверить правильность налоговых и неналоговых платежей, определить необходимую потребность в денежных ресурсах для уплаты налогов, в т.ч. по авансам, осуществить оперативный финансовый контроль, определить в целом налоговый пресс на предприятие и корректировать налоговую политику предприятия (минимизация прибыли под налогообложение 23 - 25%).

План движения денежных средств на счетах в банках и в кассе.

Он отражает поток денежных ресурсов (нал. и безнал.). Этот план необязателен, но годовой отчетности предусматривается отчет о движении денежных средств (форма 4).Составляется на год с разбивкой по кварталам и месяцам, с делением на текущую, инвестиционную и финансовую деятельность.

Примерная схема:

1 все расходы и поступления;

2 все расходы и отчисления;

3 балансирующие статьи.

А также может быть составлен кассовый план (кассовая заявка) - план оборота наличных денег (поступления или выплаты через кассу предприятия). Включая поступления в кассу (кроме поступлений из банка), расходы наличкой, расчет расходов на оплату труда.

Плановый бухгалтерский баланс на конец планируемого года (сводный баланс активов и пассивов). Составляется по форме бухгалтерского баланса отчетного периода с учетом плановых изменений и корректировок. Он показывает какое было состояние активов и пассивов после окончания периода деятельности. Этот баланс позволяет инвесторам и акционерам видеть перспективу развития. Каждый раздел баланса (или финансового плана) может иметь соответствующие расшифровки или дополнения.

Перечень предприятий дебиторов и кредиторов: позволяет выявить динамику состояния дебиторской и кредиторской задолженности, реальность получения денег, выявить неплатежеспособность дебиторов для последующего списания затрат на финансовые результаты. План движения капитала: составляется в разрезе УК, добавочного капитала, резервного капитала (фонда), фондов целевого назначения (потребления, накопления, страховой), нераспределенная прибыль. Остаток на начало, планируемое поступление (все источники), планируемое использование, остаток на конец.