Основные непсихологические источники, повлиявшие на психодраму
Психодрама и религия
Первоначально психодраматические идеи Морено развивались в рамках его духовных представлений, сопряженных с теологией и космологией. Эти идеи впоследствии сохранятся (во всяком случае у Морено и его апологетов), хотя и обретут более психологизированную форму. Современную ему религию, точнее, религиозную практику Морено критиковал за оторванность от человека. Она, по мнению Морено, обращает человека к результату божественного творения, а не к его процессу. Главное же, по Морено, — стремление к «встрече» с Богом тогда, когда Он пребывает в начале творения и творит. В этом плане основное для Морено понятие — «искра Божья», космический источник творчества. Спонтанность (это понятие подробнее обсудим позже) в этом аспекте означает активную причастность к божественному творчеству. В человеке живет желание быть Богом, обрести состояние, названное основателем психодрамы «Я-Бог». Я-Бог — третья стадия эволюции искры Божьей; первая — Он-Бог — воплощена в отделенном от людей Яхве Ветхого Завета, вторая — Ты-Бог — воплощена в Иисусе, богочеловеке, к которому можно «обратиться лично». Третья стадия — Я-Бог — еще предстоит; Морено полагал возможность ее начала с пробуждением креативности и спонтанности человека, призывая к «нормальной мегаломании».
В целом же Морено испытал влияние идей и образов, возникших в различных конфессиях. Библию Морено рассматривал как «психодраму Бога»; на него произвели неизгладимое впечатление призывы Иисуса к единству и любви, в Нагорной проповеди он видел пример одной из базовых техник психодрамы — «обмена ролями»; Будда для него воплощал принцип «здесь и теперь». Собственную позицию Морено обозначил как «позитивную религию», предполагающую особое измерение личности — космодинамику, сопряженную с божественным творчеством.