Основные непсихологические источники, повлиявшие на психодраму

Психодрама и религия

Первоначально психодраматические идеи Морено развива­лись в рамках его духовных представлений, сопряженных с тео­логией и космологией. Эти идеи впоследствии сохранятся (во всяком случае у Морено и его апологетов), хотя и обретут более психологизированную форму. Современную ему религию, точ­нее, религиозную практику Морено критиковал за оторванность от человека. Она, по мнению Морено, обращает человека к ре­зультату божественного творения, а не к его процессу. Главное же, по Морено, — стремление к «встрече» с Богом тогда, когда Он пребывает в начале творения и творит. В этом плане основ­ное для Морено понятие — «искра Божья», космический источ­ник творчества. Спонтанность (это понятие подробнее обсудим позже) в этом аспекте означает активную причастность к боже­ственному творчеству. В человеке живет желание быть Богом, обрести состояние, названное основателем психодрамы «Я-Бог». Я-Бог — третья стадия эволюции искры Божьей; первая — Он-Бог — воплощена в отделенном от людей Яхве Ветхого Завета, вторая — Ты-Бог — воплощена в Иисусе, богочеловеке, к кото­рому можно «обратиться лично». Третья стадия — Я-Бог — еще предстоит; Морено полагал возможность ее начала с пробужде­нием креативности и спонтанности человека, призывая к «нор­мальной мегаломании».

В целом же Морено испытал влияние идей и образов, воз­никших в различных конфессиях. Библию Морено рассматри­вал как «психодраму Бога»; на него произвели неизгладимое впе­чатление призывы Иисуса к единству и любви, в Нагорной проповеди он видел пример одной из базовых техник психодрамы — «обмена ролями»; Будда для него воплощал принцип «здесь и теперь». Собственную позицию Морено обозначил как «позитивную религию», предполагающую особое измерение личности — космодинамику, сопряженную с божественным творчеством.