N 1. Закрытая – защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений.
n 2. Естественная – имеет место в отраслях, в которых максимальная эффективность достигается при обслуживании рынка единственной фирмой. .Может существовать в результате барьеров для доступа конкурентов, привилегий государства или ограниченной информации.
N 3. Открытая – ситуация, когда отдельная фирма становится лишь на время единственным поставщиком какого-либо ресурса.
Максимизация прибыли в условиях чистой монополии предполагает
N 1. Определение объема выпуска продукции.
N 2. Определение рыночной цены на товар.
Основные формулы и обозначения
1.Валовой доход TR = P х Q . (4.1)
2. Предельный доход МR = изменение ТR : изменение Q. (4.2)
3. Валовые издержки ТС = FС + VС. (4.3)
4. Средние валовые издержки АTC = AFC +AVC. (4.4)
5. Предельные издержки МС = изменение ТС : изменение Q. (4.5)
6. Прибыль = TR – ТС (4.6)
Монопсония – монополия покупателя (один покупатель и множество продавцов).
Двухсторонняя монополия – один покупатель, один продавец.
Критерии оценки экономических последствий монополии
N1. Объем производства.
N2.Уровень цен.
N3.Уровень издержек.
N4.Степень эффективности распределения ресурсов.
N5. Недоиспользование ресурсов.
Эффективность – это отсутствие потерь в распределении ресурсов
«Минусы» монополии
N1. Цены выше, чем в условиях совершенной конкуренции.
N2. Издержки выше, чем при совершенной конкуренции.
N3. Существуют чистые потери для общества.
«Плюсы» монополии (гипотеза Шумпетера)
nЗа счет полученной сверхприбыли имеет возможность:
n1. Развивать научно-технические исследования;
n2. Изучать общественные потребности;
N3. Вкладывать деньги в развитие производства.
N4. Могут применять ценовую дискриминацию
NВывод: монополии играют ведущую роль в экономическом развитии
Диагностирование монопольной власти:
1. Индекс Лернера
L = (P – MC) / P (4.7)
Для совершенной конкуренции L = 0 (P = MC), для монополии L > 1.
2. Коэффициент концентрации (индекс Херфиндаля)- доля рынка нескольких крупнейших компаний отрасли.
Индекс Херфиндаля:
H = S1**2 + S2**2 + … Sn**2 (4.8)
S1 – доля рынка крупнейшей фирмы в отрасли, S2 – второй по величине, n – общее число фирм в отрасли. Если n = 50, индекс именуется Херфиндаля-Хиршмана. Максимальное Значение индекса 10000 (чистая монополия).
Ценовая дискриминация
NЭто ситуация, когда данный продукт продается более чем по одной цене, причем различия в ценах не обусловлены различиями в издержках производства.
Условия ценовой дискриминации
N 1. Продавец должен быть монополистом.
N 2. Продавец должен иметь возможность выделять покупателей в отдельные классы в зависимости от различной готовности или способности платить за продукт.