N 1. Закрытая – защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений.

n 2. Естественная – имеет место в отраслях, в которых максимальная эффективность достигается при обслуживании рынка единственной фирмой. .Может существовать в результате барьеров для доступа конкурентов, привилегий государства или ограниченной информации.

N 3. Открытая – ситуация, когда отдельная фирма становится лишь на время единственным поставщиком какого-либо ресурса.

Максимизация прибыли в условиях чистой монополии предполагает

N 1. Определение объема выпуска продукции.

N 2. Определение рыночной цены на товар.

Основные формулы и обозначения

1.Валовой доход TR = P х Q . (4.1)

2. Предельный доход МR = изменение ТR : изменение Q. (4.2)

3. Валовые издержки ТС = FС + VС. (4.3)

4. Средние валовые издержки АTC = AFC +AVC. (4.4)

5. Предельные издержки МС = изменение ТС : изменение Q. (4.5)

6. Прибыль = TR – ТС (4.6)

 

Монопсония – монополия покупателя (один покупатель и множество продавцов).

Двухсторонняя монополия – один покупатель, один продавец.

Критерии оценки экономических последствий монополии

N1. Объем производства.

N2.Уровень цен.

N3.Уровень издержек.

N4.Степень эффективности распределения ресурсов.

N5. Недоиспользование ресурсов.

Эффективность – это отсутствие потерь в распределении ресурсов

«Минусы» монополии

N1. Цены выше, чем в условиях совершенной конкуренции.

N2. Издержки выше, чем при совершенной конкуренции.

N3. Существуют чистые потери для общества.

«Плюсы» монополии (гипотеза Шумпетера)

nЗа счет полученной сверхприбыли имеет возможность:

n1. Развивать научно-технические исследования;

n2. Изучать общественные потребности;

N3. Вкладывать деньги в развитие производства.

N4. Могут применять ценовую дискриминацию

NВывод: монополии играют ведущую роль в экономическом развитии

Диагностирование монопольной власти:
1. Индекс Лернера

L = (P – MC) / P (4.7)

Для совершенной конкуренции L = 0 (P = MC), для монополии L > 1.

2. Коэффициент концентрации (индекс Херфиндаля)- доля рынка нескольких крупнейших компаний отрасли.
Индекс Херфиндаля:

H = S1**2 + S2**2 + … Sn**2 (4.8)

S1 – доля рынка крупнейшей фирмы в отрасли, S2 – второй по величине, n – общее число фирм в отрасли. Если n = 50, индекс именуется Херфиндаля-Хиршмана. Максимальное Значение индекса 10000 (чистая монополия).
Ценовая дискриминация

NЭто ситуация, когда данный продукт продается более чем по одной цене, причем различия в ценах не обусловлены различиями в издержках производства.

Условия ценовой дискриминации

N 1. Продавец должен быть монополистом.

N 2. Продавец должен иметь возможность выделять покупателей в отдельные классы в зависимости от различной готовности или способности платить за продукт.