N 2. Прикладная – служит основой для разработки экономической стратегии фирм и государства.
Е. Н.Лебедева
ОПОРНЫЕ (ВЕДУЩИЕ) ПОНЯТИЯ
ПО КУРСУ «МИКРОЭКОНОМИКА»
Для студентов факультета экономики и права.
Специальность менеджмент.
. Тема 1. Введение в микроэкономику.
Лекция 1. Предмет и метод микроэкономики
n Экономия – наука о рациональном ведении хозяйства рабовладельцем. Полутоварное хозяйство.
n Политическая экономия – наука об управлении государством. Простое товарное производство. Зарождение капитализма.
n Экономикс – экономическая наука на этапе развитого рыночного хозяйства.
Экономические школы в период зарождения рыночного хозяйства
n 1. Школа меркантилизма(15-17 вв). Из всех сфер народного хозяйства выделена торговля.
n 2.Физиократы(17- нач.18 вв.). Сельское хозяйство выделено в качестве сферы, от которой зависит богатство государства.
n 3.Классическая политэкономия. Для обогащения государства необходимо развитие всех сфер материального производства.
Субъекты экономической деятельности - это любые самостоятельно действующие в экономике единицы.
n Виды субъектов:
n 1.человек (домашнее хозяйство);
n 2.предприятие (фирма);
N 3.государство.
Виды ресурсов
N 1. Природные ресурсы.
N 2. Капитал (материальные ценности и нематериальные).
N 3. Труд.
N 4. Предпринимательская способность.
Цели субъектов экономической деятельности
N 1. Максимизация полезности (домашнее хозяйство).
N 2. Максимизация прибыли (фирма).
N 3. Рост общественного благосостояния(государство)
Основные вопросы рынка
N 1. Что производить? (Какой товар).
N 2. Как производить? (С помощью, каких технологий).
N 3. Для кого производить? (Кто эти товары купит).
N 4. Когда будут потреблены эти товары или услуги? (Сейчас или в будущем)
Решение вопроса, что производить предполагает альтернативный экономический выбор, проблему которого можно рассмотреть с помощью кривой производственных возможностей
n Эффективность в производстве - это такая ситуация, в которой при данных производительных ресурсах и существующем уровне знаний невозможно произвести большее количество одного товара, не жертвуя при этом возможностью произвести некоторое количество другого товара.
N Формула эффективности: Результат : на затраты.
Методы, используемые при разработке экономических теорий
N 1.Анализа.
N 2.Научной абстракции.
N 3. Моделирования.
N 4. Математические методы.
N 5. Общенаучные методы .
Функции микроэкономики как раздела экономикс
N 1. Методологическая – является фундаментом (наряду с макроэкономикой)для ряда дисциплин
n 2. Прикладная – служит основой для разработки экономической стратегии фирм и государства.
Спрос (D) - форма выражения потребности в товаре или услуге, предъявленная на рынке и обеспеченная денежными средствами (платежеспособная потребность).
Спрос характеризует желание и возможность приобрести определенное количество товара по некоторой из возможных цен в течение определенного периода времени.
Объем спроса (Qd) – это количество товара, которое готовы приобрести потребители в единицу времени при определенной цене и прочих определенных условиях
Цена спроса – это максимальная цена, которую покупатели согласны заплатить за определенное количество данного товара.
Закон спроса – тенденция обратной зависимости между ценой товара и величиной покупательского спроса на него (при прочих равных условиях).
Изменение спроса – изменение количества товара, которое хотят и могут купить потребители, связанное с действием неценового фактора (рис.1. 2.1 ).
Изменение объема спроса – изменение количества товара, вызванное изменением его цены (при прочих равных условиях) (рис. 1.2. 2).
Функция спроса – зависимость спроса от определяющих его факторов:
Qd = f (P, P1 … n, P1 …m, DI, S, Z, E).
Qd – величина спроса;
P – цена данного товара;
P1 …. n – цены товаров заменителей;
P1 … . m – цены на комплементарные товары;
DI – текущие доходы потребителей после уплаты налогов;
S – сбережения потребителей;
Z – вкусы и предпочтения потребителей;
Предложение (S) – это совокупность товаров, представленных к продаже на рынке по ценам, удовлетворяющим товаропроизводителя.
Объем предложения (Qs) – количество конкретного товара, которое производитель готов произвести и продать в данное время по минимально возможной цене.
Закон предложения– тенденция прямой зависимости между ценой товара и величиной его предложения при прочих равных условиях
Изменение предложения– изменение количества товара, которое производители хотят и могут продать, связанное с действием неценового фактора. (рис.1. 2.3).
Изменение объема предложения – изменение количества товара, вызванное изменением цен на этот товар.
Функция предложения – это зависимость объема предложения от факторов его определяющих:
Qs=f(P, P1 … n, P1 … m, C, RT, ST, N, E);
Qs – величина предложения;
P – цена данного товара;
P1 … . n – цены товаров-субинститутов;
P1 … . m – цены комплементарных товаров;
С – издержки производства;
RT – уровень технологии;
ST – субсидии и налоги;
N – внешние условия производства;
E – ожидания производителей
Краткосрочный период– время, в течение которого имеется возможность изменения некоторых, более подвижных ресурсов (K – const, L ~).
Долгосрочный период – время, на протяжении которого все факторы переменны (K ~, L ~).
Рыночное равновесие –это ситуация, когда объем спроса равен объему предложения, цена спроса равна цене предложения.(Рис.1. 3.1)
Равновесный объем продукции – это объем продукции поставленной и купленной на рынке в условиях рыночного равновесия
При отклонении от рыночного равновесия возможны ситуации
а). Дефицит– это ситуация, когда величина спроса превосходит величину предложения. Проявление: очереди покупателей, сокращение запасов производителей.
Б). Избыток– это ситуация, когда объем предложения, превосходит величину спроса. Проявление: очередь продавцов.
В). Величина дефицита или избытка определятся как разница между объемом спроса (предложения) и величиной предложения (спроса).
Виды рыночного равновесия