N 2. Прикладная – служит основой для разработки экономической стратегии фирм и государства.

Е. Н.Лебедева

ОПОРНЫЕ (ВЕДУЩИЕ) ПОНЯТИЯ

ПО КУРСУ «МИКРОЭКОНОМИКА»

Для студентов факультета экономики и права.

Специальность менеджмент.

. Тема 1. Введение в микроэкономику.

Лекция 1. Предмет и метод микроэкономики

 

n Экономия – наука о рациональном ведении хозяйства рабовладельцем. Полутоварное хозяйство.

n Политическая экономия – наука об управлении государством. Простое товарное производство. Зарождение капитализма.

n Экономикс – экономическая наука на этапе развитого рыночного хозяйства.

Экономические школы в период зарождения рыночного хозяйства

n 1. Школа меркантилизма(15-17 вв). Из всех сфер народного хозяйства выделена торговля.

n 2.Физиократы(17- нач.18 вв.). Сельское хозяйство выделено в качестве сферы, от которой зависит богатство государства.

n 3.Классическая политэкономия. Для обогащения государства необходимо развитие всех сфер материального производства.

Субъекты экономической деятельности - это любые самостоятельно действующие в экономике единицы.

n Виды субъектов:

n 1.человек (домашнее хозяйство);

n 2.предприятие (фирма);

N 3.государство.

Виды ресурсов

N 1. Природные ресурсы.

N 2. Капитал (материальные ценности и нематериальные).

N 3. Труд.

N 4. Предпринимательская способность.

Цели субъектов экономической деятельности

N 1. Максимизация полезности (домашнее хозяйство).

N 2. Максимизация прибыли (фирма).

N 3. Рост общественного благосостояния(государство)

Основные вопросы рынка

N 1. Что производить? (Какой товар).

N 2. Как производить? (С помощью, каких технологий).

N 3. Для кого производить? (Кто эти товары купит).

N 4. Когда будут потреблены эти товары или услуги? (Сейчас или в будущем)

Решение вопроса, что производить предполагает альтернативный экономический выбор, проблему которого можно рассмотреть с помощью кривой производственных возможностей

 

n Эффективность в производстве - это такая ситуация, в которой при данных производительных ресурсах и существующем уровне знаний невозможно произвести большее количество одного товара, не жертвуя при этом возможностью произвести некоторое количество другого товара.

N Формула эффективности: Результат : на затраты.

Методы, используемые при разработке экономических теорий

N 1.Анализа.

N 2.Научной абстракции.

N 3. Моделирования.

N 4. Математические методы.

N 5. Общенаучные методы .

Функции микроэкономики как раздела экономикс

N 1. Методологическая – является фундаментом (наряду с макроэкономикой)для ряда дисциплин

n 2. Прикладная – служит основой для разработки экономической стратегии фирм и государства.

Спрос (D) - форма выражения потребности в товаре или услуге, предъявленная на рынке и обеспеченная денежными средствами (платежеспособная потребность).

Спрос характеризует желание и возможность приобрести определенное количество товара по некоторой из возможных цен в течение определенного периода времени.

Объем спроса (Qd) – это количество товара, которое готовы приобрести потребители в единицу времени при определенной цене и прочих определенных условиях

Цена спроса – это максимальная цена, которую покупатели согласны заплатить за определенное количество данного товара.

 

Закон спроса – тенденция обратной зависимости между ценой товара и величиной покупательского спроса на него (при прочих равных условиях).

Изменение спроса – изменение количества товара, которое хотят и могут купить потребители, связанное с действием неценового фактора (рис.1. 2.1 ).

Изменение объема спроса – изменение количества товара, вызванное изменением его цены (при прочих равных условиях) (рис. 1.2. 2).

 

Функция спроса – зависимость спроса от определяющих его факторов:

Qd = f (P, P1 … n, P1 …m, DI, S, Z, E).

Qd – величина спроса;

P – цена данного товара;

P1 …. n – цены товаров заменителей;

P1 … . m – цены на комплементарные товары;

DI – текущие доходы потребителей после уплаты налогов;

S – сбережения потребителей;

Z – вкусы и предпочтения потребителей;

Предложение (S) – это совокупность товаров, представленных к продаже на рынке по ценам, удовлетворяющим товаропроизводителя.

Объем предложения (Qs) – количество конкретного товара, которое производитель готов произвести и продать в данное время по минимально возможной цене.

Закон предложения– тенденция прямой зависимости между ценой товара и величиной его предложения при прочих равных условиях

 

Изменение предложения– изменение количества товара, которое производители хотят и могут продать, связанное с действием неценового фактора. (рис.1. 2.3).

Изменение объема предложения – изменение количества товара, вызванное изменением цен на этот товар.

Функция предложения – это зависимость объема предложения от факторов его определяющих:

Qs=f(P, P1 … n, P1 … m, C, RT, ST, N, E);

Qs – величина предложения;

P – цена данного товара;

P1 … . n – цены товаров-субинститутов;

P1 … . m – цены комплементарных товаров;

С – издержки производства;

RT – уровень технологии;

ST – субсидии и налоги;

N – внешние условия производства;

E – ожидания производителей

 

Краткосрочный период– время, в течение которого имеется возможность изменения некоторых, более подвижных ресурсов (K – const, L ~).

Долгосрочный период – время, на протяжении которого все факторы переменны (K ~, L ~).

Рыночное равновесие –это ситуация, когда объем спроса равен объему предложения, цена спроса равна цене предложения.(Рис.1. 3.1)

Равновесный объем продукции – это объем продукции поставленной и купленной на рынке в условиях рыночного равновесия

При отклонении от рыночного равновесия возможны ситуации

а). Дефицит– это ситуация, когда величина спроса превосходит величину предложения. Проявление: очереди покупателей, сокращение запасов производителей.

Б). Избыток– это ситуация, когда объем предложения, превосходит величину спроса. Проявление: очередь продавцов.

В). Величина дефицита или избытка определятся как разница между объемом спроса (предложения) и величиной предложения (спроса).

Виды рыночного равновесия