Результат теста потребностей
Потребности | Номера утверждений | Сумма выборов |
Материальные | 4,8,13 | |
Потребности в безопасности | 3,6,10 | |
Социальные (межличностные) | 2,5,15 | |
Потребности в признании | 1,9,12 | |
Потребности в самовыражении | 7,11,14 |
Если сумма выборов меньше 14, то потребности полностью удовлетворены.
Если сумма выборов лежит в пределах от 14 до 28, то потребность удовлетворена частично.
Если сумма выборов больше 28 – потребность не удовлетворена.
Сумма выборов |
13.Что из нижеперечисленного в РФ относится а) к общественным благам; б) к квазиобщественным благам; в) к индивидуальным (рыночным) благам.
1) армия; 2) посещение театра;
3) прививки от гриппа; 4) учеба в ТулГУ;
5) журнал мод; 6) услуги скорой помощи; 7) дороги.
14.Приведите примеры:
а) экономических благ _______________________________________________;
б)даровых (свободных) благ_______________________________________.
в) взаимозаменяемых благ_____________________________________________;
г)взаимодополняемых благ_____________________________________________.
д) потребительских благ_______________________________________________;
е)инвестиционных благ______________________________________________.
ж) нормальных благ____________________________________________________;
з) благ низшей категории_______________________________________________.
Объясните практическую значимость различных классификаций экономических благ.
16.Что из нижеперечисленного относится к а) земле, б) капиталу, в) средствам труда, г) предметам труда? Каков критерий деления материально-вещественных ресурсов на землю и капитал? На средства труда и предметы труда?
1) здания, сооружения, 2) водные ресурсы; 3) транспортные системы; 4) сырье и материалы; 5) леса; 6) топливо и энергия; 7) узлы, комплектующие; 8) машины и оборудование.
17. Приведите примеры факторов производства, используемых при производстве конкретного товара (услуги) и назовите возможные пути повышения эффективности их использования.
Факторы производства | Производство медицинских услуг | Производство хлеба |
1.Труд | ||
2. Физический капитал | ||
3. Земля | ||
4. Средства труда | ||
5. Предметы труда |
Пути повышения эффективности использования:
а) труда________________________________________________________________
б) средств труда____________________________________________________
в) предметов труда_____________________________________________________
18.Какой вид ресурса в приведенном отрывке из повести "Молох" А.И. Куприна является ведущим? б) Что относится к средствам труда?
«То и дело худые, цепкие руки набирали полную лопатку угля и затем быстрым, ловким движением всовывали его в раскрытое пылающее жерло. Двое других рабочих стояли наверху и, также, не останавливаясь ни на мгновение, сбрасывали вниз все новые и новые кучи угля, который громадными черными валами возвышался вокруг котельного отделения... Казалось, какая-то сверхъестественная сила приковала их на всю жизнь к этим разверстым пастям, и они, под страхом ужасной смерти, должны были без устали кормить и кормить ненасытное, прожорливое чудовище ...»
19. Укажите численность населения и трудовых ресурсов (млн. чел., 2002 г.): а) России; б) США; в) КНР. Рассчитайте удельный вес трудовых ресурсов в численности населения. 1) 288,6 и 145,0; 2) 1281,0 и 655,0; 3) 144,0 и 64,7. Сделайте вывод о взаимосвязи этих показателей.
20. Используя приведенные данные, объясните взаимосвязь между ресурсами, эффективностью и объемом произведенного валового внутреннего продукта (ВВП) страны.
Страна | Население, млн. чел. (2007) | Площадь, тыс. кв. км | ВВП, млрд. долл (по ППС, 2008) |
РФ | 141,8 | ||
КНР | |||
США | 307,2 | ||
Япония | 127,4 |
*ППС – паритет покупательской способности.
Справочно: В 2008 г. мировой ВВП по ППС 69490 млрд. долл., ВВП стран ЕС – 14820 млрд. долл. Численность населения Земли в 2007 г. составила 6 637 млн. чел, численность населения стран ЕС – 491 млн. чел.
21. Как изменится (в процентах) объем производства, если производительность труда увеличится в два раза, а численность работников уменьшится на 20%?
22. Как изменится (в процентах) фондоотдача, если, если объем производства увеличится на 20 %, а стоимость используемых средств труда уменьшится на 20%?
23. Перелет из Читы в Москву занимает одни сутки, а поездка на поезде – 6 суток. Билет на самолет стоит 50 тыс. руб., а на поезд – 20 тыс. руб. Сколько нужно зарабатывать в день, чтобы с экономической точки зрения было все равно лететь в Москву самолетом или ехать поездом при прочих равных условиях?
24.Гражданин Н. тратит на поиск дешевых качественных продуктов 20 часов в месяц. Если бы он покупал первые попавшиеся качественные продукты, то тратил бы денег на 20% больше. Он получает 16 тыс. руб. в месяц, работая 8 часов по будням ежедневно. Кроме этого, он имеет возможность дополнительно зарабатывать 200 руб. в час. Определите минимальную стоимость «продуктовой корзины» гражданина Н., при которой его затраты времени на поиск дешевых продуктов можно признать рациональными.
25. Используя данные таблицы,
1) постройте кривую производственных возможностей;
2) рассчитайте альтернативные издержки:
а) увеличения выпуска инвестиционных благ от 0 до 25 тыс. ед.;
б) увеличения выпуска потребительских благ с 10 до 30 тыс. ед.
3) покажите (схематично), как изменится положение КПВ, если
а) производительность труда при производстве инвестиционных благ увеличится на 20%;
б) повысится качество профессионального образования;
в) истощатся запасы природных ресурсов.
Товары | Производственные альтернативы | |||
А | Б | В | Г | |
Инвестиционные блага, тыс. ед. | ||||
Потребительские блага, тыс. ед. |
26. Используя данные о производственных альтернативах выпуска компьютеров и телевизоров, изобразите кривую производственных возможностей. Рассчитайте альтернативные издержки: а) увеличения выпуска телевизоров от 0 до 20 тыс. ед.; б) увеличения выпуска компьютеров с 40 до 50 тыс. ед. Сформулируйте полные ответы.
Товары | Производственные альтернативы | |||
А | Б | В | Г | |
Компьютеры, тыс. ед. | ||||
Телевизоры, тыс. ед. |
27. Предположим, что в данной экономике всего 3 работника, каждый из которых может произвести либо 2 рубашки, либо 3 торта. Начертите график кривой производственных возможностей (КПВ). Что произойдет с КПВ, если производительность каждого работника при производстве рубашек вырастет до 4 единиц? Если производительность каждого работника при производстве тортов вырастет до 5 единиц? Если число работников уменьшится до 2 человек?
28. Кривая производственных возможностей имеет линейный вид и описывается функцией 4Х +3У=120. Рассчитайте альтернативные издержки производства: а) девятой единицы товара У, выраженные в товаре Х; б) шестойединицы товара Х, выраженные в товаре У.
29. Охарактеризуйте абсолютные и относительные изменения в распределении занятых по отраслям в экономике США за 1970-2001 гг. Укажите возможные причины этих изменений.
Отрасли | 1970 г. | 2001 г. | ||
млн. чел. | % | млн. чел. | % | |
Всего Сельское хозяйство Строительство Добывающая пр-ть Обрабатывающая пр-ть Транспорт, коммуникации Сфера услуг Гос. управление | 78,7 3,5 4,8 0,5 20,7 5,3 39,3 4,6 | 4,4 6,1 0,6 26,3 6,7 5,8 | 135,1 3,1 9,6 0,6 19,0 9,7 87,7 6,1 | 2,3 7,1 0,4 14,0 7,2 64,9 4,5 |
30. На основе данных таблицы сделайте вывод о соотношении производства средств производства (группа "А") и предметов потребления (группа "Б") в промышленности СССР. Какие причины обусловили сложившуюся тенденцию? Укажите экономические и социальные последствия, которые она вызывает сегодня в России.
Годы | Вся продукция промышленности, % | в том числе, % | |
Группа «А» | Группа «Б» | ||
39,5 | 60,5 | ||
61,0 | 39,0 | ||
72,5 | 27,5 | ||
74,8 | 25,2 | ||
74,0 | 26,0 |
31. Объем промышленного производства в Тульской области в 1990-1996 г., снизился на 66%, в 1996-2000 гг. падение приостановилось и наблюдался небольшой прирост. Охарактеризуйте, используя данные таблицы, структурные изменения в промышленности области за этот период. Назовите возможные причины этих изменений.
Отрасли | Удельный вес в общем выпуске, в % | |||
Вся промышленность | ||||
Электроэнергетика и топливная промышленность | 9,0 | 19,2 | 11,0 | 11,1 |
Черная металлургия | 7,0 | 19,6 | 22,5 | 22,2 |
Химия и нефтехимия | 22,3 | 23,1 | 25,1 | 28,3 |
Машиностроение и металлообработка | 34,3 | 16,1 | 16,5 | 15,0 |
Пищевая | 9,4 | 12,3 | 15,0 | 14,3 |
Прочие | 9,9 | 9,1 |
32. Охарактеризуйте, используя данные таблиц, структурные изменения в российской экономике 2002-2008 гг. Назовите возможные причины этих изменений.
Номинальный объем произведенного ВВП в текущих ценах, млрд рублей