По специальности «Юриспруденция»

Жилищное право

 

Методические рекомендации и планы семинарских занятий

Для студентов очной и заочной формы обучения

по специальности «Юриспруденция»

(специализация – гражданско-правовая)

 

 

Вологда

 

Жилищное право: Методические рекомендации и планы семинарских занятий для студентов очной и заочной формы обучения по специальности 030501 «Юриспруденция» (специализация – гражданско-правовая). – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2009. -34с.

 

 

Составитель: Воробьева Е.В., преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин

 

Рецензенты:

Кондратовская С.Н. - начальник кафедры гражданско-правовых дисциплин Вологодского института права и экономики, к.ю.н, доцент, майор вн. службы

 

Рассмотрены и одобрены на заседании кафедры гражданско-правовых дисциплин «10» ноября 2009 г., протокол № 3.

 

 

Вологодский института права

и экономики ФСИН России, 2009

 

 

Пояснительная записка

 

Методические материалы разработаны для изучения дисциплины «Жилищное право». Данная дисциплина изучается на последних курсах обучения. Это связано с тем, что в соответствии с Государственным образовательным стандартом жилищное право относится к дисциплинам специализации.

Целью преподавания дисциплины "Жилищное право" является приобретение студентами всех форм обучения необходимых теоретических и практических знаний в области жилищного законодательства.

В процессе преподавания учебной дисциплины и самостоятельного изучения ее студентами на основе комплексного подхода к обучению должны быть решены следующие задачи:

- образовательная – обеспечить студентам знания по теории жилищного права, а также по основным жилищно-правовым институтам, показать их особенности и специфику;

- практическая - выработать у студентов навыки и умения по применению в практической деятельности полученных знаний жилищного права;

- воспитательная - формировать у студентов убежденность в том, что вопросы правового регулирования жилищных отношений относятся к числу наиболее важных в социально-экономической жизни.

Методические материалы составлены на основе рабочей программы в объеме, обеспечивающем глубокое усвоение студентами основных институтов жилищного законодательства.

Главными методами в изучении дисциплины являются аудиторные занятия и самостоятельная работа студентов по усвоению нормативных правовых актов и литературы, рекомендованных учебной программой и тематическим планом. Основными видами учебных занятий являются лекции и семинарские занятия.

На лекциях излагаются основные актуальные проблемы, раскрываются наиболее сложные вопросы жилищного права, активизируется мыслительная деятельность путем постановки проблемных вопросов и вовлечения обучаемых в них, развиваются их творческие способности.

На семинарских занятиях вырабатываются и совершенствуются практические навыки работы с нормативными правовыми актами, прежде всего их анализа, толкования, опыт применения юридических норм по разрешению конкретных ситуаций, а также осуществляется работа с реальными гражданскими делами по сложным жилищным вопросам.

На консультациях, которые носят в основном индивидуальный характер, студентам оказывается помощь в подготовке докладов, рефератов, в планировании собственных изысканий в рамках учебной дисциплины, в уяснении сложных вопросов теории и практики.

Самостоятельная работа обучаемых служит усвоению знаний, а также способствует овладению практическими материалами с учетом индивидуальных способностей и наклонностей обучаемых.

Воспитательные цели достигаются при изучении дисциплины путем подкрепления теоретических положений приемами реальной практической работы. Особенностью жилищного законодательства является множественность действующих нормативных правовых актов. В процессе преподавания дисциплины предусматривается научить будущего юриста правильно ориентироваться в большом массиве законодательства, быстро находить нужный акт, учитывать изменения и дополнения, внесенные в него. Такие навыки и умения прививаются прежде всего на основе индивидуальных заданий студентов, при самостоятельной работе по подготовке к семинарским занятиям. Индивидуализация обучения достигается также путем подготовки обучаемыми реферативных сообщений с последующим заслушиванием на семинарских занятиях, путем подготовки работ, выступлений с научными сообщениями на заседаниях научного общества. Индивидуализация обучения связана с развитием познавательных процессов, способностей и активности обучаемых, что достигается решением проблемных задач, включением в занятия элементов ролевых ситуаций, постановкой активизирующих вопросов, показом наиболее часто встречающихся ошибок в правоприменении и их анализом, характеристикой различных точек зрения по спорным вопросам, ориентацией обучаемых на выработку собственного мнения и умение его отстаивать, аргументировать.

В соответствии с тематическим планом по наиболее важным вопросам предусматриваются индивидуальные собеседования с обучаемыми, дополнительные индивидуальные занятия со слабоуспевающими, методическое руководство подготовкой контрольных работ. Результативность освоения учебного материала обеспечивается эффективной системой контроля и включает: обсуждение вопросов на семинарских занятиях, индивидуальные беседы с обучаемыми, проверку конспектов лекций и индивидуальных заданий, контрольные работы, экзамен.

Большое внимание при изучении дисциплины уделяется формированию умения анализировать и систематизировать материал. Это проявляется в заданиях, направленных на составление таблиц, схем, анализ правовых норм.

В результате изучения курса "Жилищное право" студент должен:

знать:

- понятие и виды жилищных правоотношений; предмет, метод и источники жилищного права; систему жилищного законодательства; формы реализации права граждан на жилище; понятие, виды жилых помещений, требования, предъявляемые к ним, порядок перевода жилого помещения в нежилое, признания непригодным для проживания, понятие и порядок переустройства и перепланировки; виды жилищных фондов, особенности управления на разных уровнях, основные органы управления в жилищной сфере; особенности права собственности на жилое помещение, основания возникновения и прекращения права собственности на жилое помещение, права и обязанности собственника, понятие и способы управления многоквартирным домом; правовое регулирование предоставления жилья в домах государственного и муниципального фонда жилищного использования и специализированного жилищного фонда; правовое регулирование пользования жилыми помещениями; основные договоры в жилищной сфере, их правовое регулирование; формы и способы защиты жилищных прав.

уметь:

- анализировать правовое содержание институтов жилищного права и законодательства, их особенности, содержание правовых актов жилищного законодательства и применять их положения на практике.

Целью данного методического пособия является помощь студентам при подготовке к семинарским занятиям и к итоговым формам контроля проверки знаний.

Методические материалы содержат планы семинарских занятий, перечень нормативных актов и литературы для подготовки к семинарам. Для того, чтобы студенты формировали умение применять полученные знания на практике в методические материалы помещены задачи. Для активизации самостоятельной работы студентов приведен перечень тем для рефератов. Вопросы к экзамену, которые имеются в пособии, являются ориентиром для подготовки студентов к проверке знаний.

Для подготовки к семинарским занятиям необходимо проработать нормативные акты и литературу, рекомендованные в программе к каждой конкретной теме, найти ответы на вопросы семинарского занятия, потренироваться в решении задач. Для более качественной подготовки к занятиям ниже приведены требования к содержательному элементу семинаров по каждой теме.