Особенности эксплуатации автомобильной техники в горной местности.

УТВЕРЖДАЮ

НАЧАЛЬНИК ВОЕННОЙ КАФЕДРЫ

Полковник Ю.БОЖЕСКУЛ

«____» ___________________200___г.

 

 

БИЛЕТЫ и ответы

Для сдачи зачёта студентами 3-го курса (ВУС-261000)

По дисциплине

«ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ»

Рассмотрено на заседании цикла АП

И рекомендовано для приема экзамена по

Дисциплине «Эксплуатация автомобильной

Техники» ВУС-261000 в 2009 году.

Протокол № от ___ ___________ 200_ года.

 

Билет 1

 

1. Деление машин по группам эксплуатации, порядок их использования.

По назначению автомобильная техника в мирное время разделяется группы

эксплуатации: боевую, строевую, транспортную и учебную.

К группе боевых машин относятся машины, предназначенные для буксировки вооружения и военной техники, перевозки расчётов артиллерийских и других боевых систем, используемых вместо БТР и БМП, входящих в состав комплексов вооружения, а также специальные колёсные и автомобильные базовые шасси вооружения и военной техники управления и разведки.

К группе строевых относятся машины, предназначенные для перевозки личного состава, вооружения, боеприпасов, военно-технического имущества, других материальных средств, для буксирования и обслуживания летательных аппаратов, эвакуации вооружения и техники, а также машины со штатным оборудованием и техникой инженерных, дорожных, трубопроводных и других частей и подразделений специальных войск, частей и подразделений технического обеспечения.

К группе транспортных относятся машины, предназначенные для повседневного обеспечения служебной деятельности должностных лиц, хозяйственного, культурно-бытового,медицинского и другого обслуживания воинской части.

К группе учебных относятся машины, предназначенные для обучения личного состава практическому вождению и применению спецоборудования, смонтированного на машинах.

Зачисление машины в группу эксплуатации производится на основании штата и обьявляется приказом командира воинской части. В группы боевых и строевых машин зачисляются новые и лучшие, технически исправные машины, имеющие наибольший ресурс до очередного ремонта

 

Особенности эксплуатации автомобильной техники в горной местности.

Влияние горных условий на работоспособность машин.

Рельеф местности по условиям эксплуатации машин в зависимости от высоты расположения над уровнем моря подраз­деляется на равнинный (до 500 м), холмистый (500-1000 м), горный (1000-2000 м) и высокогорный (свыше 2000 м).

В горной местности дорожно-климатические условия имеют следующие особенности:

сложные дорожные условия;

чередование различных климатических зон (от летней до зимней);

возможные резкие перемены погоды (внезапные метели, снегопады, гололед, большие колебания температуры в течение суток);

понижение барометрического давления, плотности и темпера­туры воздуха по мере увеличения высоты.

Горные районы в большинстве своем представляют трудноп­роходимую местность, дорожная сеть в горах развита слабо. Дороги проходят обычно по долинам, ущельям, скатам гор. Они узкие, извилистые с крутыми подъемами, спусками и закрытыми поворотами, имеют большое количество дорожных сооружений.

В среднем в горной местности до 12-15% пути движения машины осуществляется с использованием тормозов, а на марш­рутах с напряженным движением — до 35-40%, при 20-30 торможениях на 1 км пути. на затяжных спусках температура тормозных накладок достигает 350-400°С, тормозных барабанов 280-300°С, вследствие чего резко снижается коэффициент трения тормозных накладок, а тормозной путь увеличивается в 2 раза и более по сравнению с допустимым. В агрегатах трансмиссии происходит повышенный износ деталей механизма включения сцепления и коробки передач, а на гусеничных машинах — фрикционных элементов механизма поворота из-за увеличения в 10 раз и более числа операций по выключению сцепления и переключения передач по сравнению с равнинной местностью.

В горах происходит интенсивное изнашивание шин из-за увеличения температуры шин, частых торможений, большого количества поворотов с малыми радиусами, а также наличие на дорогах большого количества твердых выступов и камней.

Предгорные районы имеют большое количество водных преград: горные реки, ручьи,

Проходимость дорог резко меняется в зависимости от погоды. Большинство горных дорог подвержено обвалам, камнепадам, оползням и селевым явлениям.

Климат в большинстве районов горной местности резко континентальный. Он отличается большими колебаниями темпера­туры окружающего воздуха в течение суток: в летнее время днем температура воздуха может достигать плюс 40°С, а ночью понижаться до минус 5-10°С. Кроме того, перепад температур изменяется по мере увеличения высоты.

Так, если в долинах температура воздуха плюс 20...30°С, то в горах она может быть отрицательной.

По мере увеличения высоты над уровнем моря атмосферное давление понижается (табл. 21.4).

Пониженное атмосферное давление приводит к снижению мощности двигателя, увеличению расхода топлива, снижению давления воздуха в ресиверах тормозов и другим отрицательным последствиям (рис. 21.13).

Снижение мощности двигателя объясняется уменьшением коэффициента наполнения цилиндров. При подъеме автомобиля в горах на каждые 1000 м до высоты 3000 м происходит падение мощности двигателя на 11-13% и увеличивается расход топлива на 10-13% летом и до 20% и более зимой. Соответственно снижается крутящий момент на валу двигателя, тяговое усилие на ведущих колесах. Это объясняется, прежде всего, снижением плотности воздуха, а следовательно, уменьшением величины коэффициента наполнения цилиндров двигателя. Вследствие этого имеет место переобогащение горючей смеси, что вызывает разжижение масла в картере двигателя и ухудшение его эксплу­атационных свойств. При пробеге машины 1000-1500 км по горным дорогам содержание топлива в масле может составить 20-30%, что может стать причиной повышенного износа деталей двигателя.

Уменьшается производительность вентилятора и теплопереда­ча от радиатора в окружающую среду. Температура кипения воды понижается в среднем на 5°С на каждые 1500 м высоты. Вода может закипать даже при нормальном тепловом режиме работы двигателя, если нарушена герметичность системы охлаждения.

С понижением атмосферного давления ухудшается работа приборов электрооборудования, нарушается работа вакуумного регулятора в сторону запаздывания момента зажигания, что требует корректировки угла опережения зажигания на каждые 2000 м высоты — на одно деление октан-корректора. Кроме того, уменьшается сопротивление изоляции проводов и приборов электрооборудования, происходит интенсивное обгорание элект­родов свечи и контактов прерывателя, повышается нагарообразование на изоляторах свечей, уси-

ливается испарение электролита из аккумуляторных батарей

 

3. Пуск двигателя КамАЗ-740 при температуре окружающего воздуха -25С.

Пуск двигателя с применением предпускового подогревателя.

Рис.2 Установка предпускового подогревателя на автомобиле: 1 — электромагнитный клапан; 2 — котел с горелкой; 3 — воронка для заливки жидкости; 4 — двигатель; 5 — топливный бачок; 6 — передняя поперечина рамы; 7 — насосный аг­регат

Пуск двигателя с применением предпускового подогревателя при заполнении системы охлаждения антифризом.

- включить выключатель батарей автомобиля;

-открыть кран на топливном бачке подогревателя и заполнить топливную систему подогревателя, сделав несколько качков ручным топливоподкачивающим насосом;

-установить ручку выключателя предпускового подогревателя
в положение III на время в зависимости от температуры окружающего воздуха:

20 с - до минус 20°С;

30 с - до минус 30°С;

60 с - до минус 40°С;

90 с - до минус 50°С;

-перевести выключатель подогревателя в положение I и
удерживать его в этом положении не более 30 с до появления
в котле характерного гула, указывающего на то, что топливо в
горелке воспламенилось;

- отпустить выключатель подогревателя, который автоматически займет положение II, продолжающийся ровный гул в котле свидетельствует о том, что подогреватель вышел на режим устойчивой работы.

При неудавшемся пуске подогревателя перевести переклю­чатель в положение 0 и через 1 мин повторить пуск. Если после двух попыток с переключением в положение I на время 30с с интервалами между попытками в 1 мин подогреватель не начал работать, то найдите неисправность и устраните ее.

Когда жидкость в системе охлаждения двигателя прогреется до 70-80°С, прекратить подачу топлива, установив выключатель подогревателя в положение III. Затем через 15—20 с перевести выключатель в положение 0 и закрыть кран топливного бачка подогревателя.

Дальнейшие операции по пуску двигателя после прогрева его предпусковым подогревателем такие же, как и при пуске при температурах окружающего воздуха, не требующих применения средств облегчения пуска.