Методика подготовки преподавателя по видам занятий

Подготовка преподавателя по видам занятий осуществляется в следующей последовательности. Каждое учебное занятие проводится в соответствии с предварительно разработанным планом. При составлении плана учитываются особенности и сложность изучаемой темы, уровень подготовленности обучаемых, вид используемых технических средств обучения.

Основными видами учебных занятий по кинологии являются классные, практические и тактико-специальные занятия.

Названные виды учебных занятий характеризуются специфической организацией и позволяют решать лишь определенные учебные задачи. В каждом конкретном случае эффективность обучения зависит от степени подготовленности преподавателя. Подготовка к занятиям включает следующие элементы:

- уяснение содержания предстоящего занятия, определение места и времени проведения занятия с учетом ранее изученного материала;

- изучение руководящих документов и пособий;

- определение учебных, контрольных и проблемных вопросов (для опроса обучаемых), учебной цели и необходимой базы;

- выбор общего метода проведения занятий, метода отработки каждого вопроса;

- распределение учебного времени на каждый учебный вопрос, на вводную, основную и заключительную части занятия;

- изучение методической литературы;

- составление рабочего документа для проведения занятия;

- подготовка материальной базы.

Содержание предстоящего занятия определяется после детального изучения тематического плана, программного содержания темы.

Определение учебно-воспитательных целей – одна из важнейших составляющих подготовки преподавателя к занятию. Точно и четко сформулированная цель позволяет выстроить логику занятия, определить метод его проведения, действия преподавателя и обучаемых. Цель занятия зависит от продолжительности, методики, места проведения занятия и степени подготовленности обучаемых. При определении целей занятия преподаватель исходит из содержания темы и значимости учебного материала, уровня имеющихся у обучаемых знаний, умений и навыков, продолжительности и вида занятия. Учебные цели могут быть сформулированы таким образом: «изучить», «ознакомить», «дать практику», «тренировать», «убедить», «углубить» и т. д.

Исходя из содержания занятия определяется его объем, рассчитывается время на рассмотрение каждого учебного вопроса. Отметим, что время, отведенное на изучение того или иного учебного материала, зависит также от методики его подачи. Так, на рассказ нужно времени больше, чем на показ, а на упражнение еще больше чем на рассказ.

При определении метода обучения преподаватель обращает особое внимание на правильное соотношение изучения теоретических положений и практических действий обучаемых. Исходя из содержания темы, задач занятия преподаватель подбирает руководства и пособия, изучает их.

К руководящим документам относятся: приказы, распоряжения, указания, инструкции и наставления Федеральной службы исполнения наказаний. Пособиями называют учебники, различные сборники, журналы, сообщения, описания и другие материалы, в которых развиваются, обосновываются, поясняются рекомендации наставлений и инструкций. Изучение руководящих документов и пособий необходимо начинать с просмотра материалов, далее переходить к сплошному чтению и только после этого к чтению с выпиской отдельных положений.

Рабочими документами при проведении занятий должны быть методическая разработка, текст лекции и личный план проведения занятий с соответствующим приложением.

План проведения занятий представляет собой краткое, изложенное в определенной последовательности содержание темы занятия. План обычно составляется преподавателем, имеющим достаточный опыт педагогической деятельности, для чтения лекции, проведения показательных занятий.

Методическая разработка является наиболее распространенным видом рабочего документа преподавателя. Как правило, она состоит из двух частей. В первой части указывается тема, номер занятия, цель, время и место проведения, метод, содержание (учебные вопросы), руководство и пособия, материальное обеспечение. Во второй части расписывается план проведения занятия, который включает: учебные вопросы, их содержание, порядок отработки и справочные данные, действия руководителя, методические приемы, примерный список обучаемых, которым необходимо задать вопрос по тому или иному разделу учебного материала, содержание заключительной части занятия.

Текст лекции должен содержать научно обоснованный материал, соответствующий учебным вопросам.

Все перечисленные выше документы утверждаются старшим начальником.

Наряду с подготовкой руководителя, методистов и обучаемых, ведется работа по материальному обеспечению занятия.

Подготовка к каждому занятию, кроме названных общих компонентов, присущих всем видам занятий, включает элементы, характерные только для занятий данного вида. Рассмотрим некоторые из них.

Подготовка к лекции. После уяснения темы и целей лекции преподаватель разрабатывает план, составляет содержание лекции, подбирает необходимые наглядные пособия (плакаты, схемы, слайды и т. д.) и продумывает методику их использования, готовит аудиторию к чтению лекции, проверяет наличие и исправность всех технических средств, которые будут использованы. Подготовку к выступлению необходимо начинать с мысленного, а затем звукового произнесения текста лекции сначала без учета времени, а затем с часами в руках. После прочтения материала тренировку следует перенести в аудиторию, где будет проводиться лекция. Генеральную репетицию необходимо проводить с использованием наглядных пособий и технических средств обучения. Лекцию можно записать на магнитофон, а если лектор имеет небольшой опыт проведения занятий, желательно присутствие на «генеральной репетиции» нескольких преподавателей, которые дадут необходимые рекомендации и советы. Основы теоретических знаний, полученные на лекции, обучаемые расширяют, углубляют и закрепляют на занятиях других видов, важнейшим из которых является групповое занятие.

Групповое занятие.К проведению группового занятия преподаватель готовится по методике, изложенной выше. Кроме того, он:

¾ продумывает схему (структуру) проведения занятия и порядок проведения контрольного опроса обучаемых в вводной части (индивидуально, фронтально или в виде летучки);

¾ определяет, какие вопросы отработать методом рассказа, беседы, самостоятельной работы в ходе занятия или в часы самоподготовки, какие проблемные вопросы поставить перед обучаемыми и как применять принцип «аналогии» (сходство предметов), особенно при дрессировке служебных собак;

¾ намечает и четко формирует вопросы для закрепления изучаемого материала;

¾ подбирает примеры успешного применения служебных собак из истории Великой Отечественной войны или практики служебной деятельности Федеральной службы исполнения наказаний и других силовых структур;

¾ определяет методику наиболее целесообразного использования оборудования классов (плакаты, схемы, стенды, слайды, диафильмы и т. д.);

¾ при изучении тактики применения служебных собак, если это необходимо, назначает и осуществляет подготовку помощников-фигурантов (целесообразно из числа обучаемых).

Групповые классные занятия являются основой для перехода к практическим занятиям, подготовку к которым мы рассмотрим ниже более подробно.