КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ

Вопросы:

1. Понятие и основные причины психического заболевания.

2. Характеристика стадий психического заболевания.

3. Симптомы и синдромы психического заболевания.

4. Классификация психических расстройств.

 

Психические болезни – результат сложных нарушений в деятельности различных систем организма человека с преимущественным поражением головного мозга. Иными словами, психическое заболевание − специфически человеческая форма патологии, которая ограничивает свободу его действий. Психическое же расстройство − обязательный атрибут (предвестник) психического заболевания, основу которого составляет нарушение функции психического отражения в коре головного мозга человека внешнего и его внутреннего мира. Причины психических болезней многообразны: патологическая наследственность (связана с хромосомной патологией); наследственная предрасположенность под влиянием различных дополнительных факторов (болезнь одного или двух близких родственников); воздействие на организм вредных веществ, оказывающих негативное влияние на развитие мозга плода во внутриутробном периоде (табакокурение, злоупотребление алкогольными напитками, употребление наркотических веществ и прекурсоров); острые и хронические отравления, инфекционные заболевания, которые могут действовать на мозг непосредственно или опосредованно; самоотравление организма продуктами нарушенного обмена веществ (аутоинтоксикация); черепно-мозговые травмы, последствием которых может стать нарушение кровообращения в коре головного мозга (внезапные, острые, шоковые или длительные, хронические); тяжкие психотравмы, обусловленные непосредственной угрозой жизни и здоровью заболевшего или его близким.

Таким образом, для возникновения и развития психической болезни необходимо наличие внешних и внутренних факторов, которые в зависимости от конкретных обстоятельств обусловливают механизм протекания психического заболевания (ослабление организма вследствие соматического заболевания, острых или хронических отравлений, немедицинского применения препаратов, вынужденной бессонницы и психических потрясений).

Ряд психических заболеваний развивается быстро и заканчивается полным выздоровлением, другие – характеризуются длительным течением и нарастанием психических нарушений. Хронические заболевания могут протекать непрерывно с постоянным нарастанием психического дефекта или проявляться в виде приступов, которые перемежаются состоянием улучшения психических функций (ремиссии). Причем периоды улучшения могут колебаться от нескольких недель до нескольких лет. Поэтому при назначении СПЭ перед экспертом-психиатром целесообразно ставить вопросы, которые не только касаются оценки характера болезненных проявлений психики во время совершения обследуемым преступления, в период следствия или экспертизы, но и рекомендаций по применению мер принудительной безопасности и лечения. Необходимо также получение сведений об анамнезе больного: наличие психических заболеваний и индивидуально-психологические особенности личности обследуемого, его родителей и близких родственников; развитие подэкспертного в различные возрастные периоды, изменение его черт характера, увлечений, интересов; особенности семейной жизни и т. п.

Для болезней, имеющих длительное развитие, характерно наличие нескольких стадий, составляющих общий механизм заболевания:

1-я стадия: «предвестники болезни» (наличие симптомов, общих для самых разнообразных болезней: головные боли, нарушение сна, ощущение недомогания, боли в суставах, нарушение обмена веществ, тревожность, раздражительность, снижение умственной работоспособности и т. п.);

2-я стадия: «дебют болезни» (появление симптомов, характерных для конкретного заболевания: бредовые идеи, галлюцинации, речевые и двигательные возбуждения и т. д.);

3-я стадия «развернутая картина болезни» (яркие признаки закономерностей протекания психического расстройства).

О характере поражения нервной системы позволяют судить отдельные внешние признаки психических расстройств − симптомы. Основные из них: иллюзии, галлюцинации, синестезии (нарушение чувствительности), повышенная (пониженная) двигательная активность, снижение интеллектуальных функций психики, сверхидеи, бредовые фантазии, навязчивые и импульсивные состояния, деперсонализация, дереализация, расстройства памяти и мышления. Несмотря на их богатство, разнообразие, изменчивость и обратимость, все симптомы можно разделить на два вида: соматические и неврологические.

Признаки соматических симптомов: нарушение кровообращения в кончиках пальцев рук или ног; нарушения деятельности органов пищеварения; желез внутренней секреции, расстройство функций отдельных органов и сердечно-сосудистой системы в целом. Например, нарушение вегетативной системы при психических расстройствах характеризуется повышенной потливостью, частичной синюшностью конечностей, извращенными реакциями кровеносных сосудов на внешние раздражители.

Неврологические симптомы более информативны. Так, в норме зрачки обоих глаз человека одинаковы по величине, имеют правильную окружную форму, реагируют по законам конвергенции при фиксации взгляда на близких или отдаленных предметах, а под воздействием света согласованно суживаются согласно правилу аккомодации. При психическом заболевании эти пропорции могут нарушаться, а зрачки слабо или вообще не реагировать на свет. Для некоторых болезней нервной системы характерны косоглазие, ограниченное движение глазных яблок или их ритмическое подергивание. Поражение нервной системы также проявляется в неравномерности рефлексов с правой и левой сторон тела (их чрезмерное усиление или ослабление). Если внешние раздражители воспринимаются остро и болезненно, говорят о повышенной чувствительности, а если наоборот – о полной потере ощущений. Расстройство двигательных функций проявляется в полной утрате движений (паралич), частичном ограничении возможности движений (парез) или непроизвольных движениях в виде длительного сокращения и напряжения мышц, а также смены напряжения мышц их расслаблением (судороги). Возможны случаи нарушения координации и плавности движений, утраты способности производить сложные действия (писать, зажигать газовую плиту и т.п.). Расстройства речи проявляются в форме афазии (непонимание больным обращенной к нему речи и восприятие слов как бессмысленных звуков; невозможность припомнить слова, обозначающие какие-либо предметы). Расстройство памяти: амнезия − утрата только произвольной памяти при понимании больным обращенной к нему речи. Расстройство мышления: увеличение (уменьшение) количества безостановочных ассоциаций, которые сочетаются с поверхностными умозаключениями, основанными на случайных связях (однообразных суждениях); набор слов, не связанных между собой смыслом и грамматикой; бесконечно долгое сохранение одних и тех же ассоциаций, не позволяющих возникновению новых; подмена четких ответов пространными (бесплодными рассуждениями); доминирование в сознании ограниченного числа мыслей.

Однако для диагностики психического заболевания знания одних симптомов недостаточно. Правильному диагнозу психического расстройства способствует изучение сочетания симптомов, имеющих закономерные внутренние связи – синдромы.

Классификация синдромов:

− невротический (изменение процессов возбуждения и торможения, проявляющееся в раздражительности, повышенной утомляемости, неустойчивом настроении, потере самообладания, придирчивости, ворчливости, слезливости из-за пустяков и т.п.);

− маниакальный (мания: веселая, гневливая, спутанная; эйфория, мория: дурашливость, паясничание, глупые плоские шутки);

− депрессивный (медлительность, вялость, слезливость, раздражительность, жалобы на тягостные ощущения в области груди, живота, приписывание себе виновности в мировых катаклизмах, язвительность);

− истерический (бурная смена чувств, преувеличение эмоциональной значимости реальных событий, повышенная внушаемость и стремление выдать желаемое за действительное);

− интеллектуально-мнестический (глубокое нарушение критических подходов в оценке реальных событий и обстоятельств, элементы слабоумия, расстройство интеллектуальной деятельности, сопряженное со снижением функции мышления).

− галлюционарно-бредовые (основа − галлюцинации и бредовые идеи);

− синдромы двигательных нарушений (кататонические состояния и синдром психического автомаптизма);

− помрачения сознания (обеднение психической деятельности, сопряженное с появлением зрительных галлюцинаций);

− припадки (эпилептические и истерические).

Принципы классификации психических заболеваний за длительный период истории психиатрии претерпели значительную эволюцию. На ранних этапах в основу классификации психических болезней был положен синдромологический принцип, который по мере развития психиатрии дополнился описанием особенностей динамики отдельных психопатологических состояний. Затем во многих странах появились свои национальные классификации психических расстройств по экзогенным (экзо – внешний) либо по эндогенным (эндо – внутренний) механизмам возникновения заболевания.

Большое значение в классификации и обеспечении унифицированной оценки психических болезней сыграла Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). С ее участием была подготовлена международная классификация болезней (МКБ).

Современная МКБ–10 (Международная классификация болезней десятого пересмотра) состоит из 10 блоков, каждый из которых включает психические заболевания, варианты этих заболеваний и психиатрические синдромы. Достоинства этой классификации в том, что она способствует единообразию диагностики психических расстройств и обеспечивает большую сопоставимость клинических данных о больных с результатами научных исследований.

Перечень диагностических рубрик МКБ–10 следующий:

F0 – органические расстройства, включая соматические, психические (непосредственное или опосредованное поражение головного мозга физическими или токсическими факторами);

F1 – психические поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ (алкоголь, наркотики и др.);

F2 – шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства;

F3 – аффективные (эмоциональные) расстройства;

F4 – невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства;

F5 – поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами (расстройство пищеварения, сна, сексуальных функций);

F6 – расстройства зрелой личности и поведения взрослых (психопатии, включая нарушение влечений);

F7 – умственная отсталость (олигофрения);

F8 – нарушения психологического развития (как правило, у детей);

F9 – поведенческие расстройства, начинающиеся в детском и подростковом возрасте.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Основные причины психических заболеваний.

2. Отличительные особенности симптомов и синдромов.

3. Стадии психического заболевания.

4. Основные диагностические рубрики МКБ-10.

Тема 6. СУДЕБНО-ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ШИЗОФРЕНИИ,