V. Возрастные особенности развития тонкой моторики рук
Возраст | Навыки поведения |
1-2 года | Держит два предмета в одной руке; чертит карандашом, переворачивает страницы книги. Ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков |
2-3 года | Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем. Нанизывает бусы |
3—4 года | Держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертами. Собирает и строит постройки из 9 кубиков |
4-5 лет | Рисует карандашами или цветными мелками. Строит постройки более чем из 9 кубиков. Складывает бумагу более чем 1 раз. Определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина (от 2 до 3 частей), шнурует ботинки |
Окончание табл.
Возраст | Навыки поведения |
6-12 мес. | Развивается «единое» поле зрения и действия. Глаз направляет движение руки. Перекладывает предмет из одной руки в другую. Может положить ложку в чашку, кубики в коробку |
1-2 года | Чертит штрихи и «каракули». Держит чашку, поднимает ее и пьет. Помещает квадрат в квадратную прорезь, овал — в овальную. Повторяет изображения нескольких горизонтальных, вертикальных и округлых линий |
2-3 года | Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Рисует по образцу крест |
3-4 года | Обводит по контурам, копирует крест, воспроизводит формы. Хватает катящийся к нему мяч |
4-5 лет | Аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и числа. Дополняет недостающие детали в картинке. Бьет молотком по гвоздю. Воспроизводит геометрические фигуры по образцу |
5-6 лет | Раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы. Рисует простой «дом» (квадрат и диагонали). Рисует человека, изображая от 2 до 3 частей его тела. Копирует квадрат, звезду. Дополняет три части в незавершенной картине |
VI. Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации
Возраст | Навыки поведения | |
3-6 мес. | Направляет руки контролем зрения етего | ко рту. Следит за движением рук. Под направляет руку к предмету и захватыва- |
Возраст |
Приложение 2
Развитие зрительно-моторной координации и тонких дифференцированных движений рук
Приложение 3