ВВЕДЕНИЕ

Программа курса «Техника и технология художественных Произведений и их хранение» предназначена для студентов факультета теории и Истории ис­кусств.[1]

Цель курса - раскрыть материальную структуру произведения искусства и художественно-техническую логику его организации для основных видов изоб­разительного искусства - живописи, графики, скульптуры.

При рассмотрении каждого вида творчества должны быть раскрыты:

а) все используемые художником материалы и основные их свойства;

б) технологические системы последовательного формирования произведе­ний, исходя из художественно-пластических задач, стоящие перед художником,
и специфических свойств материалов,

в) характерные черты художественной выразительности того или иного сти­ля или технического приема;

г) прямая зависимость между технической культурой творчества и сохран­ностью произведения;

д) общие вопросы хранения, реставрации и консервации произведений ис­кусства.

Основное различие в изложении данного материала для искусствоведов зак­лючается в том, что в первую очередь следует обратить внимание не на тонко­сти практического ремесла, а на понятия о материалах и элементах изобрази­тельного искусства, на логику их технологического построения, исходя из сле­дующих условий:

а) общественной роли искусства и эстетических взглядов эпохи;

б) состояния материальной культуры;

в) индивидуальных склонностей или манеры мастера.

Особое внимание должно уделяться профессиональной терминологии при определении отдельных элементов и технических приемов в процессе создания произведения искусства.

Раскрытие содержания предмета, значение и место техники живописи в раз­личные периоды развития искусства. Роль знаний в области техники живописи для сохранности произведений искусства. Подчиненная роль технических про­цессов художественного произведения.

 

 

РАЗДЕЛ I.

Тема 1. Оптические основы живописи

Физическая сущность света и цвета. Спектр. Основные и дополнительные
цвета. Явление одновременного и последовательного контрастов, цветовой тон.
Светлота (или яркость), насыщенность цвета.

Оптические основы различных способов смешения красок (механическое наложение, лессировки, пространственное смешение), пуантилизм. Приемы
построения колорита в живописи на примерах произведений различных школ и отдельных мастеров живописи.

РАЗДЕЛ П. Клеевые водорастворимые краски

Общая характеристика клеевых водорастворимых красок особенностей,
применения и назначение. Различные виды клеевой живописи.

 

Тема 2. Акварель, гуашь, клеевая живопись.

Акварель. Краткие исторические сведения о распространении техник акварельной живописи. Различные составы акварельных красок. Характеристика оснований под акварельную живопись (пергамент, бумага, шелк и др.). Основные приемы работы акварелью. Прочность произведений, специфика хранения. Примеры из творчества художников-акварелистов.

Гуашь.Состав красок. Основы для гуаши, грунт. Специфические особенности живописи гуашью. Прочность произведений, особенности хранения. Примеры из творчества художников, работавших в технике гуаши.

Клеевая живопись.Материалы клеевой живописи: состав красок, виды основ, грунты. Состав различных клеев. Особенности приготовления клеевых растворов. Назначение клеевой живописи (театральные декорации, декоративная роспись на стенах и пр.), приемы работы. Прочность произведений, особенности хранения.

РАЗДЕЛ Ш. Техника станковой масляной и темперной живописи.

Тема 3. Основы под масляную и темперную живопись.

Назначение основы под живопись и требования, предъявляемые к основам. Материалы для основы под темперную и масляную живопись.

Ткани. Холст: льняной, пеньковый, джутовый. Способы изготовленияхолстов, требования, предъявляемые к ним; ткацкие дефекты. Требования к холсту, как основе под живопись: прочность, эластичность, плотность, стойкость квнешним физико-химическим воздействиям. Характер переплетения нитей, фактура ткани.

Способы предохранения холста от преждевременного старения: покрытие оборотной стороны холста защитными слоями, конвертирование, дублирование.

Достоинства и недостатки холста как основы под живопись. Сохранность живописи на холсте.

Хлопчатобумажные и другие ткани, возможность их изменения в живописи.

Свойства и характеристика этих тканей.

Ткани из синтетических волокон (капрон, стеклоткань). Свойства, прочность и стойкость к внешним воздействиям, возможность и опыт применения их для живописи.

Картон, бумага. Сорта картона: тряпичный и древесный картон Положительные и отрицательные свойства картона как основы под живопись Характеристика сортов картона, их механическая прочность и стойкость к внешним воздействиям. Способы повышения прочности и стойкости картон посредством пропитывания воском, воскосмоляными составами и монтирование картона на специальные жесткие конструкции. Сохранность живописи выполненной на картоне. Примеры произведений, выполненных на картоне.

Дерево. Сорта древесины, способы ее заготовки и обработки.

Доски, требования к ним как к основе под живопись, их свойства (положительные и отрицательные). Коробление и растрескивание, способы предупреждения их: конструктивные (шпонки, паркетаж и др.), химические (пропитывание древесины специальными составами или покрытие ее поверхности красками, олифой, смолами и др.; защита от биологических вредителей (антисептики).

Воздействие на доски факторов среды: влаги, температурных колебаний и др. Методы предупреждения преждевременного старения и разрушения древесины досок. Сохранность живописи, выполненной на досках.

Фанера: ее сорта, свойства и характеристика, способы подготовки фанеры под живопись. Сохранность живописи, выполненной на фанере.

Линолеум. Свойства, сорта линолеума. Сохранность живописи на нем (примеры использования).

Новые виды материалов. Древесноволокнистые плиты, строительный прессованный картон, текстолит, масонит, поропласт, пенопласты. Их характеристика и свойства. Способы обработки и подготовки их под живопись. Сохранность произведений.

Подрамники для холстов и картона. Назначение подрамников, требования к их древесине и ее обработке. Конструкция подрамников, сечение планок в зависимости от размеров картины. Различные способы крепления тканей и картона к планкам подрамника. Влияние на сохранность живописи конструкции подрамника и метода крепления и натяжения ткани.

Тема 4. Грунты для темперной и масляной живописи

Назначение грунта в живописи. Состав и структура грунтов. Основные типы грунтов, их классификация: клеевые, эмульсионные, полумасляные, масляные. Грунты с применение синтетических связующих материалов. Характеристика отдельных типов грунтов, их свойства и недостатки. Особенности составов грунтов, применяемых для темперных красок. Сохранность живописи на различных грунтах.

Структура грунтов. Проклейка и ее назначение. Основной слой или масса грунта. Завершающий слой грунта - имприматура. Специфическая роль и назначение каждого слоя грунта. Виды адгезии (сцепления) масляных красок с грунтами. Понятие о тянущей или адсорбирующей силе грунтов. Физико-механические и оптические изменения и разрушения грунтов. Виды разрушения масляной и темперной живописи, идущие от грунта.

Материалы для грунтов. Связующие для грунтов. Традиционные водорастворимые связующие. Обратимые и необратимые коллоиды. Прочность, эластичность их пленок.

Клеи животного происхождения. Клей рыбий. Желатин. Клей столярный – кожный, мездровый. Казеин. Их свойства, достоинства и недостатки.

Клеи растительного происхождения: мучной, крахмальный, декстриновый. Свойства приготовления растворов.

Синтетические смолы в растворах и эмульсиях. Поливиниловый спирт (ПВС). Поливинилацетатная эмульсия (ПВА). Полибутилметакрилат (ПБМА). Свойства. Применение. Прочность, эластичность, старение пленок. Сравнительная стойкость синтетических и традиционных связующих материалов. Возможно сочетания синтетических материалов с традиционными связующими материалами.

Масла. Общие понятия о маслах (подробно в разделе «Художественные краски и лаки»). Виды масел, применяемых в грунтах: льняное, ореховое, пентаэфиры и др. Назначение жирных высыхающих масел в грунтах. Выбор масел для грунта.

Смолы, бальзамы, терпентиновые масла. Растворители. Общие сведения (подробно в разделе «Художественные масляные краски»). Применение смол в связующих материалах грунтов.

Эмульсия. Эмульсии натуральные и искусственные. Понятие о фазах эмульсий. Стабильность эмульсий. Эмульгаторы. Различные виды эмульгаторов (желток куриного яйца, олеат свинца, олеат цинка. Поверхностно-активный препарат ОП-7). Возможность исправления расслоившихся эмульсий. Применение эмульсионных связующих в грунтах.

Различные добавки к связующим в грунтах:

Консервирующие вещества и их назначение. Основные виды антисептиков: фенол, пенталхлорфенолят натрия, карболовая кислота, тимол, салициловая кислота и др. Нормы введения. Сравнительная стойкость.

Средства для придания необратимости (задубливание) пленкам животных клеев. Алюмокалиевые квасцы, формалин и др. Назначение их в клеевых растворах и пленках. Способы и нормы введения их в раствор. Характер изменения свойств клеевых пленок при задубливании.

Пластификаторы. Назначение. Основные виды. Пластификаторы водорастворимых связующих: мед, глицерин и др. Пластификаторы жирных высыхающих масел и смол: касторовое масло, дибутилфталат. Сравнительная эффективность различных пластификаторов. Нормы введения пластификаторов. Положительные и отрицательные свойства в различной степени инфицированных пленок. Стойкость этих пленок при старении.

Наполнители и пигменты в грунтах, их назначение свойства, дисперсность, маслоемкость. Особенности и характеристика различных наполнителей и пигментов (мел, гипс, каолин белила свинцовые, цинковые, бланфикс). Пигменты для цветных грунтов.

Рецептура и технология приготовления грунтов. Причины большого количества и разнообразия рецептуры грунтов.

Проклейка. Предварительная обработка основы. Приготовление клеевых растворов. Недостатки слишком слабых или очень крепких растворов.
Различные способы нанесения проклеек. Рецептуры.

Клеевые грунты. Общие свойства клеевых грунтов на основе кожно-костных клеев и казеинового клея. Приготовление растворов грунта и их нанесена основе. Примеры произведений, их сохранность.

Эмульсионные грунты. Отличительные свойства, прочность, светостойкость

Приготовление составов для грунтов. Сохранность масляной живописи на эмульсионных грунтах. Эмульсионные грунты Художественного фонда России Применение различных эмульсионных грунтов на примерах творчества отдельных художников.

Полумасляные грунты. Общая характеристика. Свойства. Рецептура. Приготовление. Влияние масел различной обработки на свойства полумасляных грунтов. Адгезия красочного слоя масляной живописи на грунтах. Сохранность живописи на полумасляных грунтах. Работа на полумасляных грунтах на примерах отдельных художников.

Масляные грунты. Общая характеристика. Состав и приготовление грунтов. Положительные и отрицательные свойства. Возможности и удобство работы на масляных грунтах. Предварительная обработка поверхности масляных грунтов перед началом работы на них. Прочность сцепления красочного слоя с масляными грунтами. Фабричные масляные грунты. Применение масляных грунтов и сохранность живописи на них на примерах произведений различных школ и отдельных художников.

Грунты с применением синтетических связующих материалов. Отличительные особенности и возможности синтетических связующих материалов в грунтах. Возможность комбинирования синтетических связующих с традиционными связующими животного и растительного происхождения. Возможности получения грунтов различных свойств. Составы и приготовление грунтов. Адгезия масляных красок на синтетических грунтах. Примеры применения подобного рода грунтов в масляной живописи. Сохранность

произведений.

Цветные грунты. Завершающий слой (имприматура). Роль и назначение завершающего слоя в грунтах. Значение тонированных цветных грунтов и имприматур как объединяющего начала в построении колорита живописи. Материалы и способ нанесения. Опасность ярко выраженных цветовых грунтов и имприматур для сохранности колорита живописи. Применение цветных грунтов и имприматур на примерах школ и отдельных мастеров.

Особенности состава и нанесения грунтов на доске и других видах Особенности грунтов на доске. Левкас. Масляный и полумасляный грунт доски. Особенности нанесения грунтов на картон, фанеру, бумагу: масонит, древесностружечные материалы и др. в зависимости от техники живописи (масло, темпера, клеевая живопись и др.).

 

Тема 5. Масляная живопись.

Структура масляных красок. Их состав. Особенности состава и изготовления
масляных красок мастерами XV-XVIII вв. Фабричное изготовление масляных
красок. Изменение состава связующих материалов масляных красок при
фабричном изготовлении их.

Красящие вещества и пигменты для масляной и темперной живописи. Общие понятия о красителях и пигментах. Пигменты, применяемые в живописи. Требования к пигментам для живописи. Пигменты минерального, растительного и животного происхождения. Искусственные и синтетические пигменты Светостойкость пигментов. Влияние пигментов на связующие вещества Дисперсность. Маслоемкость. Интенсивность цвета. Характеристика отдельных пигментов. Химический состав. Получение.

Характеристика отдельных пигментов по группам. Белые пигменты: белила свинцовые, цинковые, титановые, баритовые и др.

Желтые и оранжевые: кадмий лимонный, желтый светлый, желтый средний желтый темный, оранжевый. Стронциевая желтая. Неаполитанская желтая, сиена натуральная, охра светлая, охра золотистая, охра желтая, охра темная, марс желтый, золотисто-желтая, «ЖХ» и др. Красные: кадмий красный светлый, красный темный, пурпуровый, красно-оранжевый. Охра красная. Английская красная. Краплаки. Тиоиндиго розовый. Киноварь.

Зеленые: изумрудная зелень, окись хрома, кобальт зеленый светлый и темный, волконскоит, земля зеленая, марганцево-кадмиевая зеленая, ярь-медянка, хром-кобальты, веридоновая и др.

Синие и фиолетовые: ультрамарин, кобальт синий, церулеум, берлинская лазурь, марганцевая голубая, кобальт фиолетовый светлый и темный, краплак фиолетовый, тиоиндиго фиолетовый, лазурит и др.

Коричневые: марс коричневый, сиена жженая, умбра натуральная и жженая, капут-мортуум, коричневые земли, вандик коричневый и битуминозные краски, коричневая Вибера и др.

Черные: кость жженая, персиковая чернота, сажа газовая, земля черная звенигородская, тиоиндиго черная, марс черный и др.

Пигменты, редко применяемые или вышедшие из применения: сурик свинцовый, полк веронез, желтый крон, асфальт и др.

Наполнители: Назначение наполнителей в составе масляных красок. Виды наполнителей: бланфикс, каолин, мел, гипс и др.

Связующие вещества художественных масляных красок: Общие понятия о связующих. Роль и назначение связующих в красках для живописи. Влияние на оптические и физико-механические свойства масляных красок, а также на возможности и удобство работы ими и хранение в тубах.

Масла. Классификация. Различные виды традиционных масел, применяемых описи. Жирные высыхающие масла: льняное, ореховое, маковое, подсолнечное и др. Основные константы масел. Качество сырья. Различные виды обработки сырья (очистка, отбеливание, оксидация и полимеризация масел). Процесс высыхания и отвердения масляных пленок. Изменение веса и объема в процессе пленкообразования и отвердения пленки. Влияние способа обработки маселна характер образования пленки: прочность, скорость высыхания и степень пожелтения.

Современные способы химической переработки жирных масел. Пентаэфиры жирных кислот подсолнечного масла, дегидратированные касторовые масла (ДКШ) и пр. Способ получения. Отличительные свойства: светопрочность.

Тема 6. Техника масляной живописи.

Краткие сведения по истории развития техники масляной живописи.

Первые упоминания о применении масляных красок. Покровный масляный лак для темперы. Средневековая живопись на масле. Братья Ван-Эйки. Усовершенствование масляных красок. Популярность нового материала и широкое распространение его. Возможности новой техники. Эпоха возрождения - расцвет масляной живописи. Противопоставление ремесла искусству. Фабричные масляные краски. Начало упадка техники масляной живописи. Современное состояние техники масляной живописи.

Основные принципы оптического построения объема в масляной живописи в зависимости от тона грунта или имприматуры. Отличительные особенности и преимущества того или иного метода построения объема в живописи. Примеры из творчества художников различных школ живописи.

Основные элементы в технологии построения многослойной масляной живописи. Классическое понимание термина «многослойная масляная живопись» и современное содержание его. Многослойность как метод логического расчленения всего объема живописной работы на отдельные этапы, выполняемые последовательно в каждом слое, у старых мастеров. Многослойность как следствие длительного и практически непрерывного ведения работы в современной живописи.

1. Рисунок. Значите рисунка как этапа работы над этюдом и картиной. Наиболее распространенные приемы выполнения рисунка в зависимости от технического расчета дальнейшего построения живописи. Материалы, применяемые для выполнения рисунка. Фиксирование рисунка.

2. Подмалевок. Роль и назначение подмалевка в общем объеме работы над картиной. Основные задачи, разрешаемые в подмалевке. Различные материалы и методы выполнения подмалевка.

Монохромные и полихромные подмалевки. Подмалевки в обратныхволнительных тонах. Выбор палитры красок для подмалевки. Сроки подсыхания подмалевка. Различные способы обработки подмалевка перед дальнейшей работой. Характер и значение подмалевка в картине на примерах различных школ живописи и произведений отдельных мастеров.

3.Основной живописный слой. Основная живописная работа в полную силу
зрительного восприятия натуры или задуманной тональности. Различные методы ведения ее в зависимости от характера подмалевка и поставленной живописной задачи. Учет различных оптических изменении в поведении подмалевка в живописном слое. Возможности непосредственного включения подмалевка основной живописный слой.

4.Лессировки. Прозрачные и так называемые «полупрозрачные» лессировки – «мутные среды». Оптические возможности и эстетические значения лессировок. Влияние лессировок на оптическую сохранность живописи.

5.Исправления. Отличительные особенности поведения частичных записей и поправок. Специальная обработка мест, подлежащих исправлению. Лаки тип «ретушь». Учет степени просыхания и состояния слоя, подлежащего исправлению. Возможные оптические изменения и тональные выпады частичных записей и исправлений.

Наиболее распространенные современные методы ведения живописи.

1. Живопись ведется сразу в полную силу зрительного восприятия без подмалевка. Такой метод живописи, часто называемый «алла прима» - «один прием», предусматривает полное завершение работы «по сырому», то есть до момента, когда масляная краска подсыхает.

Две основные разновидности данного приема:

а) холст раскрывается и обрабатывается на всем пространстве одновременно основными цветовыми массами с постепенным углублением формы и цвета «по сырому». Завершение, частичные поправки и ретушь выполняются лишь после полного просыхания красочного слоя. Такой метод работы более отвечает задачам этюда с натуры или эскиза и не может быть целесообразным в работе над картиной.

Материалы и особенности выполнения рисунка при данном методе работы. Примеры данного метода работы на произведениях отдельных художников.

б) Живопись ведется по частям подобно фреске и с максимальным завершением каждого участка до момента подсыхания красочного слоя. Размер обрабатываемого участка соответствует возможности его завершения «по сырому». Частичные изменения и поправки выполняются также после полного подсыхания красочного слоя. Особенности, характер, материал рисунка при данном методе работы. Примеры, иллюстрирующие этот метод ведения живописи на произведениях отдельных художников (М.Нестеров, П.Корин, П.Кончаловский и др.)

Как в первом, так и во втором случае, живопись, в основном, является однослойной. Высокая физико-механическая и оптическая сохранность и свежесть живописи при данных методах работы. Ограничение возможностей масляной живописи при работе «по сырому» или «в один прием».

2.Живопись не может быть завершена «по сырому» и продолжается в отдельных участках или по всей поверхности холста и после момента подсыхания красочного слоя и образования на нем пленки.

Технические сложности при данном методе ведения работы. Возможные оптические или физико-механические изменения и разрушения в красочном слое как результат противоречия между методом работы и технологическими особенностями красочного материала (прожухание и потемнение отдельных участков картин; поверхностные разрывы красочного слоя; отслоения повторных прописок и т.д.).

Некоторые приемы возможного увеличения сроков работы «по сырому»

Подбор палитры медленно сохнущих красок.

Хранение работы при низкой температуре и в темном помещении. Применение масел, замедляющих высыхание красок.

Некоторые приемы и способы частичного устранения или ослабления нежелательных последствий при длительной непрерывной работе масляными красками

Периодическое просушивание красочного слоя с последующей обработкой поверхности лаками типа «ретушь».

Применение сиккативов, введение смол или лаков в масляные краски. Механическое удаление поверхностной пленки подсыхающего слоя или частичное размягчение его различными растворителями.

Частичное или полное удаление красочного слоя до грунта в местах, подлежащих переписыванию.

Покрытие масляной живописи покрывными лаками. Назначение покрывного лака как защитной пленки красочного слоя от различных физико-механических и химических воздействий окружающей среды. Эстетическая роль покрывных лаков на различных этапах развития техники масляной живописи. Срок и методы нанесения покрывных лаков. Возможные изменения колорита живописи в результате различных изменений и разрушений покрывных лаков. Регенерация, удаление и замена покрывных лаков. Условия, исключающие необходимость применения покрывного лака в масляной живописи.

Палитра художника. Роль и место палитры в работе художника на различных этапах развития техники масляной живописи. Организация палитры как первый этап работы художника над картиной. Примеры построения и значение палитры у различных мастеров. Системы номерного построения палитры различных школ и отдельных мастеров.

Тема 7. Сохранность масляной живописи. (Основные виды изменений и разрушений в масляной живописи и меры предупреждения их в процессе работы).

Прожухание масляных красок. Физическая природа прожухания. Различные причины, вызывающие прожухание и последствия данного явления.

Средства, предотвращающие или ослабляющие явление прожухания:

а) введение уплотненных масел и смол в состав красочной пасты;

б) применение сиккативов и других средств, ускоряющих просыхание масляных красок;

в) применение лаков типа «ретушь» для обработки поверхности нижнего слоя. Выбор и предварительная обработка грунтов.

 

Использование прожухания масляных красок как явления, в известных
пределах допустимого, а также эстетически и технологически оправданного.
Культура матовой масляной живописи. Различные способы устранения жухлое
Изменение тона при восстановлении прожухлых мест.

Примеры произведений различных мастеров живописи, демонстрируют положительные и отрицательные последствия прожухания масляных красок.

Трещины в слоях масляной краски. Различные виды и характер трещин разрывов красочного слоя в масляной живописи:

а) сквозные волосяные трещины и изломы красочного слоя (общая жесткость
красочного слоя и грунта при старении, подвижность и деформация основы
условия хранения).

б) сквозные трещины красочного слоя с приподнятыми краями (грунтовый
кракелюр). Жесткий переклеенный грунт.

в) поверхностные разрывы одного из слоев или всего слоя до грунта
(масляный кракелюр). Непросохший масляный грунт или непросохший слой
масляной живописи. Присутствие битумных красок в нижних слоях живописи.
Средства и меры предупреждения.

Различные изменения тона и цвета в масляной живописи. Физико-механические и химические причины подобных изменений.

Изменения тона и цвета красок живописи, связанные с недостаточной светостойкостью пигментов (выцветание). Химические нестойкие смеси.

Изменения тона и цвета, связанные с потемнением и пожелтением связующих материалов масляных красок в процессе высыхания, отверждения и старения красочных пленок.

Изменение тона или потемнение живописи (в процессе работы), связанные с прожуханием и изменением первоначального количественного соотношения связующего и пигмента в масляных красках (сближение частиц пигмента, изменение коэффициента преломления света). Изменения цвета и тона живописи, связанные с потерей кроющей силы масляных красок. Влияние цветовых грунтов на характер подобного рода изменений. Записи и исправления.

Изменение цветового тона живописи от физико-химических процессов, происходящих при старении пленок покрывных лаков. Исправимые и неисправимые изменения цвета и тона масляной живописи. Примеры вышеперечисленных изменений цвета и тона живописи на произведениях отдельных мастеров живописи. Определение причин различных изменений и цвета живописи.

Нарушение сцепления или адгезии между отдельными слоями масляной живописи. Расслоение масляной (многослойной) живописи. Отличительные особенности адгезии между красочным слоем и грунтам и отдельными красочными слоями живописи. Различные методы обработки грунта и красочного слоя в целях усиления адгезии;

а) удаление или разрыхление пленки (соскабливание, обработка пемзой и абразированой шкуркой, нашатырным спиртом и другими составами);

6) обработка поверхности межслойными лаками типа «ретушь».

Тема 8. Темперная живопись.

Исторический обзор видов темперной живописи. Темперная живопись Средневековья и эпохи Возрождения. Темперная живопись древнерусских мастеров IX-XIX вв. Современная темперная живопись.

Материалы темперы. Основания и грунты, применяемые в темперной живописи (отметить специфические особенности) в сравнении с грунтами для масляной живописи.

Связующие темперы. Приготовление эмульсии. Эмульгаторы. Темперные краски. Различные виды темперы: яичная, яично-масляная, казеиновая и др. Современные виды темперы фабричного изготовления (казеиново-масляная ЛЗХК, темперы на синтетических связующих (ПВА), акриловые и др. виды современных темперных красок.

Выбор красочного пигмента для различных видов темперы. Применение листовых и твореных металлов (золото, серебро) в темперной живописи прошлого и настоящего. Изготовление и хранение различных темперных красок.

Техника темперной живописи. Особенности техники темперной живописи западноевропейских и древнерусских мастеров. Особенности современной техники темперной живописи.

Применение покрывных лаков в темпере. Масляные скипидарные и другие лаки. Олифа.

Особенности высыхания красок темперы. Изменение первоначального цветового тона при высыхании и при последующем покрытии красочного слоя различными лаками. Сохранность темперной живописи.

Тема 9. Приемы смешанной техники живописи

а) применение различных видов темперы в подмалевках с последующим его завершением масляными красками;

б) способы обработки поверхности темперной живописи перед переходом на работу масляными красками.

Специфические особенности и возможности смешанной техники. Прочность произведений. Условия хранения.

РАЗДЕЛ IV. Техника монументальной живописи.

Общие черты, задачи и особенности произведений монументальной живописи. Основания и материалы.

Тема 10. Восковая и воскосмоляная живопись. Энкаустика.

Исторические сведения о технике восковой и воскосмоляной живописи в Древнем Египте, Риме, Греции. Возрождение техники восковой живописи в России и других странах. Современные возможности энкаустики. Жирные высыхающие масла в энкаустических красках.

Материалы. Связующее вещество красок: воск, смолы, масла. Свойства, обработка. Пунический воск и его характеристика, смолы в энкаустических красках жирные высыхающие масла в энкаустических красках.

Восковые и воскосмоляные краски. Свойства. Приготовление. Прочность
неизменяемость этих красок

Основания и грунты для восковой живописи.

Техника. Техника живописи восковыми и воскосмоляными красками. Метод живописи холодными (эмульсионными) красками. Метод живописи смоловосковыми красками с подогревом. Метод живописи горячими восковыми красками.

Техника энкаустики. Инструменты и оборудование. Сохранность восковой живописи.

Тема 11. Фреска, сграффито, мозаика и витраж.

Фреска. Краткий исторический обзор. Византийская, итальянская, русская фреска. Подготовка стен. Нанесение штукатурки. Обработка стены. Приготовление и нанесение раствора. Палитра красок для фресковой живописи. Живопись по свежей штукатурке «буон фреска» и живопись по сухой штукатурке - фреска «а секко». Прочность и сохранность фрески. Современные возможности фресковой живописи.

Сграффито. Краткий исторический обзор. Подготовка стен. Приготовление и нанесение раствора. Инструменты и приемы исполнения.

Мозаика и витраж. Краткий исторический обзор. Особый вид техники, основанный на применении разноцветных твердых веществ, смальты, цветного стекла, цветных естественных камней, обожженной шины, цветного цемента и т.д. Различные приемы набора (прямого и обратного): византийская мозаика, флорентийская. Особенности набора витража. Прочность и сохранность мозаики и витража.

Практические занятия.

РАЗДЕЛ V. Техники рисунка, эстампа, пастели.

Тема 12. Пастель, сангина, соус, уголь и другие материалы.

Краткие исторические сведения о живописи пастелью. Материалы пастели:

а) основания для пастели: пергамент, бумага, картон. Покрытие специальными
составами (грунт для пастели). Специальные виды бумаги для пастели.

б) пастельные карандаши, их состав и изготовление. Характеристика качества
пастели. Набор или палитра пастели. Силикатная пастель Бонч-Осмоловского.

Техника работы различными видами пастели.

Методы закрепления пастели. Прочность и сохранность произведений. Особые условия хранения. Примеры использования пастели в творчестве различных художников.

Краткая характеристика материалов (сангина, соус, уголь и пр.). Выбор бумаги, приемы работы, фиксирование. Условия хранения работ.

Тема 13. Техника печатной графики.

1. Исторический обзор развития техники печатной графики в Китае, Западной Европе и России. Понятие об эстампе. Виды печатной графики: высокая, глубокая и плотная печать. Краски для печати.

2. Понятие о печатной форме и особенности ее изготовления. Понятие авторские оригиналы в печатной графике; цветные и черно-белые виды эстампа. Гравюра на металле и различные виды офорта.

3. Высокая печать. Линогравюра и ксилография (торцовая, продольная).

4. Плоская печать. Литография.

5. Монотипия. Специфика печатной формы и метод ее подготовки. Приемы печатания.