Анализ спортивного клубного движения в России и за рубежом

КОНЦЕПЦИЯ

создания школьных спортивных клубов в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации

 

Общие положения

Школьный спортивный клуб - общественное самоуправляемое некоммерческое объединение, в которое входят граждане до 18 лет, объединившиеся для занятий физической культурой и спортом.

 

Анализ спортивного клубного движения в России и за рубежом

В нашей стране в условиях политической и экономической перестройки сложившиеся ранее формы клубной спортивной работы с детьми и молодежью - например, клубы ЦК ВЛКСМ «Кожаный мяч», «Золотая шайба», «Плетеный мяч», «Нептун» и др., объединявшие детские команды различных возрастных групп и организуемые в школах, по месту жительства и т.д., отчасти утратили свое значение. Проводимые ныне соревнования на призы этих клубов требуют от команд платы за участие, что препятствует их массовости.

Идут поиски новых форм спортивных клубов для детей и молодежи.

Одной из таких форм являются клубы Добрыни Никитича. Идея этого клуба состоит в том, что мальчики и юноши, желающие стать членами клуба, должны: 1) быть честными, справедливыми и преданными Отечеству и 2) выдержать испытания, подтверждающие, что они хорошо физически подготовлены.

И.И. Должиков - один из авторов данной идеи - разработал зачетные требования клуба Добрыни Никитича, которые включают в себя определенные нормативы по рукопашному бою, в упражнениях на силу, в беге на скорость, в беге на выносливость и в прыжковых упражнениях. Предлагаются и другие варианты нормативов. Зачет имеет два варианта - по обязательным нормативам и по очковой системе. Те, кто выполнил установленные нормативы, становятся членами клуба и получают звание кавалера знака Добрыни Никитича. Устанавливаются три уровня требований для этого знака - III степени, II степени и I степени.

Организационные принципы клуба просты, демократичны, предполагают варианты работы в зависимости от местных условий. Участие в клубе - дело абсолютно добровольное.

Клуб создается инициативной группой в школе, ПТУ, колледже, техникуме и т.д. В группу могут входить ребята, а также учителя и представители администрации учебного заведения. Очень важно участие в этой группе учителя физкультуры. Инициативная группа разрабатывает Устав клуба.

В рамках спартианского движения, которое развивается в нашей стране с 1991 г., все более широкое распространение получают самодеятельные Спартианские клубы, программа которых разработана автором концепции этого движения В.И. Столяровым.

Одним из путей совершенствования внеклассной работы по физическому воспитанию школьников является создание и развитие сети школьных спортивных клубов. Именно через формируемую структуру школьных спортивных клубов можно будет внедрить принципиально новый и более эффективный механизм проведения различных массовых спортивных соревнований, начиная от школьных и заканчивая всероссийской спартакиадой школьников. Поэтому большое значение в организации массовой физкультурно-спортивной работы со школьниками придается деятельности школьных спортивных клубов. Клубная форма организации физкультурно-спортивной деятельности позволяет: дифференцировано учитывать интересы различных групп населения, вести консультационную работу среди занимающихся спортом, осуществлять организационную и педагогическую деятельность. Любительские физкультурно-оздоровительные клубы являются главнейшими факторами привития начального опыта в области спорта. Именно потому спортивные клубы способны стать носителями спорта нового времени.

Особого внимания заслуживают физкультурно-спортивные клубы по интересам. Именно эти объединения способны осуществить переход от технологии обучения и оздоровления к технологии широкого воспитания, обучения и гражданского становления человека через покрытие дефицита человеческого общения.

Наиболее эффективной показала себя модель такого детско-юношеского спортивного клуба, в котором реализуются следующие принципы организации: членом клуба может стать каждый, независимо от способностей, пола, возраста и т.д.; руководство клубом осуществляет совет клуба; члены клуба разрабатывают и реализуют программы деятельности, создают инфраструктуру клуба, готовят спортивную экипировку, атрибутику и т.д.; помимо занятий спортом организуются разнообразные формы социально-культурной работы; имеется штат квалифицированных кадров по спорту; родители и школа получают полную информацию о деятельности клуба.

Особенно актуальной становиться задача создания школьных спортивных клубов в свете изменений в законе о физической культуре и спорте в РФ, нового закона об образовании, концепции развития физической культуры и спорта в РФ до 2020 года.

В большинстве стран Западной и Восточной Европы цели и задачи развития детско-юношеского физкультурно-спортивного движения, физического воспитания учащейся молодежи формируются на разных уровнях: в Бельгии, Италии, Люксембурге, Португалии, Франции - на государственном, Германии, Испании, Швейцарии - региональном или местном. Но при всех этих подходах в странах Европейского содружества (ЕС), Австрии, Швейцарии и скандинавских странах на первое место поставлены личность ребенка и молодого человека, их социальное развитие, спортивное и социальное активное действие.

Большую помощь в области физической культуры и спорта оказывает Совет Европы - старейшая и крупнейшая из европейских правительственных организаций, исходя из положений Европейской конвенции о культуре, принятой еще в 1940 г. Она закрепила за каждым человеком право на занятие спортом. С 1978 г. в Совете Европы работает Комитет по развитию спорта. В начале 70-х годов получил признание как масштабное общеевропейское движение «Спорт для всех». Это явление было отражено в Хартии Европейского спорта для всех в Брюсселе в 1975 году.

В рамках этой хартии каждые три года на конференциях встречаются министры по спорту. В 1991 г. было решено, что ближайшим приоритетом в области европейского спорта должна стать программа взаимопомощи стран Центральной и Восточной Европы. Эта деятельность отражается в обширной программе развития спорта для этих стран под названием "Спринт" (спортивная реформа, инновация, подготовка). Правительства многих стран внесли дополнительные добровольные взносы в эту программу.

Все европейские страны придерживаются единого мнения в отношении спортивных ценностей: никаких манипуляций спортсменами для достижения политических целей, всемерная поддержка идеи оздоровительного «спорта для всех», усиление значения спорта в воспитании молодежи. Особое внимание уделяется осуществлению программы «Спринт». Она состоит из двух основных элементов: а) мобильные семинары, посвященные проблемам конкретных стран, которые служат детальному и подробному обсуждению новых принципов руководства,демократии в спорте, массового спорта и т.д.; б) многосторонние семинары по общим вопросам.

Таким образом, процесс создания гармоничного и равноправного европейского пространства для спорта происходит успешно. 9 мая 1995 г. в Лиссабоне на конференции европейских министров, отвечающих за спорт, был принят Европейский манифест «Молодые люди и спорт». В нем продекларировано, что предоставление обществом возможности молодым людям заниматься спортом должно привести не только к конструктивному использованию свободного времени, но и к решению таких социальных проблем, как нетерпимость, агрессивность, алкоголизм, к лечению других болезней общества. Выражено также стремление к поощрению новых партнерских отношений, для того чтобы вовлечь молодых людей в процессы самообразования, самосовершенствования и самовыражения через спорт.

С 1972 г. функционирует Международная Федерация школьного спорта (ИСФ). Она объединяет 61 национальную школьную организацию. Федерация поддерживает развитие контактов между школьной общественностью различных стран, организует проведение международных школьных соревнований с целью создания лучшего обоюдного взаимопонимания. Один раз в два года ИФС проводит соревнования по футболу, гандболу, баскетболу, волейболу, кроссу и лыжным гонкам. Один раз в четыре года проводится гимназиада, в программу которой включены соревнования по традиционным видам (легкой атлетике, плаванию, гимнастике), составляющих основу универсиад и Олимпийских игр.

В мае 1992 г. на 7-й конференции на Родосе была принята новая Спортивная Хартия Европы и резолюция по спортивному сотрудничеству. Признавая, что государственные органы должны наладить взаимное сотрудничество со спортивным движением с целью поддержки ценнностей и преимуществ спорта, конференция отметила большую их работу во многих странах Европы по поддержке физкультурно-спортивного движения. Под патронажем государства претворяются в жизнь специальные программы.

В Австрии это программа, ориентированная на партнерство молодых семей, учителей, тренеров, их объединяют клубы, где детям прививают навыки физической культуры. В Финляндии существует Ассоциация физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками и молодыми матерями. Ассоциация предлагает несколько курсов: «Гимнастика для малышей» - от месячного возраста до двух лет; «Взрослый ребенок» - от 2 до 4 лет, «Волшебная гимнастика» - от 4 до 6 лет. В Великобритании эффективно действует «Фанфит Перселя», программа, призванная одарить малышей гибкостью, координацией, закалкой. Для детей, успешно осваивающих программу, предусмотрены золотые, серебряные, бронзовые медали. В Австралии модель спортивного развития включает особый раздел для самых маленьких - их учат навыкам метания, удара по мячу, бега, плавания, подвижных игр. В таких странах, как Бельгия, Германия. Люксембург, Франция, в школах придерживаются официальных программ и директив по физическому воспитанию. В Великобритании, Норвегии, Швеции, Финляндии существует свобода выбора как методов, так и содержания спортивных занятий. К составлению учебной программы привлекаются ученики старших и выпускных классов. Содержание занятий в этих случаях охватывает практически все известные виды спортивной деятельности и физические упражнения.

В последние десятилетия во многих странах Западной Европы спорт начал вытеснять физическое воспитание (школьную гимнастику). Во многих странах практикуются обязательные факультативные занятия спортом по выбору, с учетом склонностей учащихся, в послеобеденное, свободное от уроков время в школьных спортивных объединениях или союзах. В Дании, Германии, Голландии, Люксембурге, Бельгии, Великобритании, Франции школам, их спортивным объединениям, как правило, предоставляются для проведения занятий принадлежащие государству крытые и открытые спортивные сооружения.

Характерным примером коренной перестройки школьного спорта является Германия. Во всех школах германских земель благодаря дифференцированному подходу к организации обязательных спортивных занятий введено от 3 ло 4 спортивных уроков физкультуры в неделю. В программу включено свыше 10 видов спорта. В школах Баварии их семнадцать. Многообещающий эксперимент начался в области школьного спорта на земле Баден-Нюртемберг: за счет увеличения количества школьных спортивных клубов, установления с ними более тесного сотрудничества увеличилась численность детско-юношеских отделений. В земельных ведомствах по делам школы утверждена должность регионального советника, помогающего устанавливать контакты между школами и спортивными клубами. Региональные советники и школьные спортивные советы действуют через координаторов, работающих в органах спортивного самоуправления.

Традиционным местом, где дети и подростки занимаются спортом, является спортивный клуб. В рекомендациях по развитию физического воспитания в школах, которые опубликовали земельные министры, отвечающие за этот участок работы, федерации по видам спорта и Немецкий спортивный союз (ДСБ), содержится глава, посвященная сотрудничеству школы и клуба.

В документе «Вторая программа действий в интересах школьного спорта», также рассматриваются взаимоотношения школьного и клубного спорта. В качестве важных задач сотрудничества называются, в частности, поиск, отбор и содействие одаренным в спортивном отношении детям, а также «действенная помощь учащимся, отстающим в физическом развитии». В решении этих задач принимают активное участие преподаватели спорта, работающие в клубах и федерациях. По характеру спортивной деятельности возможности для занятий, предоставляемые клубными секциями, подразделяются следующим образом: 347 вариантов - занятия определенным видом спорта с соревновательной ориентацией; 260 вариантов - занятия определенным видом спорта как форма активного отдыха.

В Германии учащиеся, проявляющие интерес и способности, занимаются в школьных спортивных секциях и добровольных обществах, которые функционируют в тесном контакте со спортивными клубами. С 1951 г. ежегодно проводятся Федеральные игры молодежи, массовые соревнования среди детей школьного возраста. С 1969 г. в стране начали проводиться ежегодные многоступенчатые соревнования школьных команд под названием «Молодежь тренируется для Олимпиады».

Развитием молодежного спорта в Германии занимаются многие общества, министерства, союзы, ассоциации, церковь, научные учреждения и партии. В роли спонсоров школьных соревнований зачастую выступают известные деловые фирмы. Определенную роль в развитии школьного спорта играет государственный и муниципальный экономический сектор. Например, для реализации Гамбургской программы развития школьного спорта городские власти и народный банк учредили общество содействия школьному спорту.

Основными центрами развития детско-юношеского спорта в Америке являются средние школы и университеты. Развитием спорта среди детей и юношей занимаются, помимо школ, ассоциация развлечения и использования досуга, ассоциация молодых христиан, скаутские отряды, спортивные объединения при полиции. Для руководства межшкольным спортом существует «Национальная федерация спортивных ассоциаций штатов», объединяющая свыше 20 тысяч школ.

Большой популярностью в США пользуются детские спортивные программы по видам спорта. Специальная программа занятий по физическому воспитанию «Вызов президента» разработана для детей и подростков 6-17 лет и внедряется с 1986 г. Ее цель - подготовить детей к успешному выполнению пяти упражнений и завоеванию президентской награды. В Японии физическое образование детей и учащейся молодежи осуществляется по двум направлениям: в рамках учебной программы и вне ее. Программа физического воспитания вне школьного расписания осуществляется как на занятиях в спортивных секциях, так и на других школьных мероприятиях.

Обязательные занятия в спортивных секциях организуются в средних и высших школах независимо от возраста. Посещают спортивные секции около 50% учащихся. В начальных школах работают 4 спортивные секции, в младших классах средней школы - 6, в старших классах - 11.

Кроме обязательных существуют и факультативные занятия в спортивных секциях. В этом виде деятельности принимают участие 10% учащихся начальной школы, 60% учеников младших классов и 40% учеников старших классов. В рамках факультатива школьники занимаются по 5 часов в неделю в начальной школе, по 8 часов - в младших классах средней школы и по 9 часов - в старших классах. Кроме того, школьники участвуют в соревнованиях по игровым видам спорта, которые проводятся между различными школами, в чемпионатах префектур, в соревнованиях между префектурами и в национальных чемпионатах.

В Австралии широко внедряется программа «Дети и спорт». Ее лозунг – «Использовать спорт для развития детей, а не детей для развития спорта». Эта программа субсидируется правительством. К реализации программы привлечены школы, спортивные клубы, союзы, родители.

В Китае занятиями физкультурой охвачено более 120 млн. дошкольников и столько же учащихся начальной ступени. Большую роль в развитии физической культуры и спорта среди молодежи сыграло правительственное постановление под названием «Правила использования городских парков Китая». На этой основе парки были превращены в спортплощадки для детей и молодежи. Особенно популярными стали семейные старты. В 1955 г. внедрена система оценки внеклассной спортивной деятельности. Учащимся стали выдаваться специальные свидетельства с оценкой: отлично, хорошо, удовлетворительно.

Активную роль в развитии спорта играет Федерация школьного спорта Китая. Почти все школы и классы имеют сборные команды по разным видам спорта. Большой популярностью пользуются межшкольные турниры и соревнования между классами. Местные спортивные органы и общества, молодежные организации организуют межобластные и межпровинциальные турниры. Лучшие спортсмены выступают затем в национальных состязаниях школьников. Такие соревнования стали стимулом для развития спорта в школах, которые специализируются по видам спорта. В 1985 г. подобных школ было уже более 20 тысяч. Спортивная работа в этих учебных заведениях ведется с 11 млн. школьников, которые тренируются от трех до пяти раз в неделю. В Китае создаются внешкольные тренировочные центры, где готовятся будущие кандидаты в сборные команды страны. В последние годы созданы связанные с этими центрами спортивные средние и высшие школы.