Калибровка эмоций
Эмоциональные реакции у разных людей разные, и трудно говорить о каких-то общих признаках. Но произвести калибровку одного человека, сравнивая физиологические проявления его эмоций в разных состояниях.
«Откалибровать» человека – отследить, как проявляется его эмоциональное состояние в том, что он не может контролировать. При этом стоит обращать внимание на: глаза. Руки, мышцы лица, цвет лица, дыхание, позу.
Упражнение на калибровку:
В тройках по очереди двое участников «калибруют» третьего. Этому участнику дается задание представить себе по очереди человека, который ему нравится, и человека, который ему неприятен. После того, как двое участников получили представление о выражении эмоций, «калибруемый» представляет себе одного из этих людей, не предупреждая своих партнёров. Их задача: определить, какого именно человека представляет себе третий участник. Делается несколько раз до получения стабильного результата.
Некоторые признаки:
Когда человек думает о приятном: § глаза (зрачки) становятся шире § смотрит вверх § расправляет плечи | Когда человек думает о неприятном: § зрачки становятся уже § сжимаются мышцы около рта § «сутулая» поза |
Притча «Знаем / не знаем»
Однажды один мудрец приехал в город. Послушать его собралось все население. Вечером мудрец вышел на площадь и спросил у обступивших его людей:
– Знаете ли вы, о чем я собираюсь вам говорить?
– Не знаем! – ответили горожане.
– Тогда зачем я буду говорить что-то людям, которые не знают, что они хотят от меня услышать, – сказал мудрец и ушел.
На следующий день мудрец снова вышел на площадь. Но на этот раз горожане сговорились заранее, и когда мудрец задал тот же самый вопрос, последовал дружный ответ:
– Знаем!
– Тогда зачем я буду что-то говорить людям, которые и без меня это знают, – ответил мудрец и снова ушел.
На третий день горожане договорились, что одна часть скажет «знаем», а другая – «не знаем». Тогда мудрецу ничего не останется, как говорить. Когда мудрец вышел и задал свой вопрос, так и произошло: часть слушателей сказала:
– Знаем!
А другая в тот же самое время выкрикнула:
– Не знаем!
На что мудрец ответил:
– Так пусть же те, кто знают, расскажут тем, кто не знает! – и ушел.
Шерлок Холмс
Цель: развитие наблюдательности
Делается в тройках. Участники по очереди меняются ролями: Холмс, режиссер и актёр. Холмс отходит в сторону. В это время режиссер меняет несколько вещей во внешности актёра. Холмс должен найти изменения.