КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОММУНИКАТИВНОГО КОМПОНЕНТА УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ И ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ
Коммуникативные УУД
Коммуникативные универсальные действиярассматривается не узко прагматически как обмен информацией, например учебной, а в своем полноценном значении. Другими словами, она рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов и вплоть до сложных видов кооперации (организации и осуществления совместной деятельности), налаживания межличностных отношений и др.
Базовые виды коммуникативных УУД
· Общий уровень развития общения(предпосылки формирования УУД)
· Коммуникативная деятельность
Коммуникация как общение (интеракция)
Коммуникация как кооперация
Коммуникация как условие интериоризации
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОММУНИКАТИВНОГО КОМПОНЕНТА УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ И ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ
ТРИ АСПЕКТА КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ||||
Базовые виды коммуникативных УУД (их содержание и функция) | Общий уровень развития общения (предпосылки формирования УУД) · потребность в общении со взрослыми и сверстниками; · владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; · эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; · ориентация на партнера по общению, · умение слушать собеседника | 1. Коммуникация как общение (интеракция) Коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации). Преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях | 2. Коммуникация как кооперация Коммуникативные действия,направленные кооперацию, т.е. согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности | 3. Коммуникация как условие интериоризации Речевые действия, служащие средством коммуникации (передачи информации другим людям), способствуют осознанию и усвоению отображаемого содержания |
Основные критерии оценивания | · понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос; · ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения; · понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору, · учет разных мнений и умение обосновать собственное. | · умение договариваться, находить общее решение, · умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; · способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, · взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | · рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий, · способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; · умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности. |
Планируемые результаты
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий
Выпускник научится:
• опускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
• задавать вопросы;
• контролировать действия партнера;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
• с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.