В какой форме проходят строительные игры?
Строительно-конструктивные игры.
План
1. Своеобразие строительных игр. Воспитательно-образовательная ценность.
2. Условия, необходимые для развития строительных игр.
3. Строительные материалы, виды и подбор их в соответствии с возрастом.
4. Хранение строительного материала.
5. Руководство строительными играми.
6. Строительные игры с природным материалом и руководство ими.
I. Строительно-конструктивные игры – разновидность творческих игр.
Дети отражают свои знания и впечатления об окружающем предметном мире, самостоятельно делают различные вещи, возводят здания, сооружения, но в весьма обобщённом и схематизированном виде. Постройки возводят из специально созданных строительных материалов и конструкторов или же из природного материала (песка, снега).
В какой форме проходят строительные игры?
Часто строительно-конструктивные игры:
1) переплетаются с сюжетно-ролевой игрой: построили корабль и отправились в путешествие; построили вокзал, стали играть в железную дорогу (почта – часть обстановки).
2) многие строительно-конструктивные игры протекают в форме ролевой игры. Дети берут на себя роль строителей; строительный материал подвозят шофёры, в обеденный перерыв рабочие идут в столовую, после работы в театр и т. д.
3) но существует также большое количество игр, в которых всё содержание исчерпывается возведением построек и сооружений. Постройки многократно переделываются, совершенствуются. Иногда это целые комплексы, объединённые одним сюжетом.
Исследования отечественных педагогов вскрыли значение строительно-конструктивных игр (З. В. Лиштван, В. Г. Нечаева):
1) Формируется умение воссоздавать образ предмета, развивается ориентировка в пространстве, умение различать и устанавливать величину и пропорции предмета, пространственные отношения.
2) Оценивать и учитывать свойства и качества материала.
3) Планировать свои действия и ставить цель.
4) Формировать умение сравнивать, сопоставлять постройку с реальными вещами и предметами; развивает наблюдательность.
5) Нравственное воспитание: организует количество, ознакомление с благородной профессией строителя, взаимопомощь, воля.
6) Эстетическое воспитание: сооружения города родного и других, архитектура, наблюдение за слаженной работой строителя (красота труда); создание и украшение построек.
7) Физическое воспитание: координация действий, мелкая мускулатура; развитие анализаторов, глазомера; физические усилия, выносливость.
8) Трудовое воспитание: есть трудовое усилие.
II. Условия, необходимые для развития игр:
а). Время в режиме.
б). Строительный материал в достаточном количестве.
в). Удобная обстановка (место).
г). Обогащение содержания, руководство со стороны взрослого.
III. Игровые строительные наборы: (работа с книгой «Игрушки и пособия для детского сада»; раздел «Игра и конструирование»; стр. 9-10; 85-99, таблица в конце.)
1) Крупные строительные материалы «Строительный материал № 1 НИИИ», набор Флёриной (стр. 8; 87)
2) Настольный строительный материал «Построй город»; набор № 3 НИИИ; кирпичики из дерева в тележках; набор № 4 НИИИ; «Юный строитель»; «Архитектор» (стр. 87; 8)
3) Конструкторы: из дерева для игр на полу, автор Поликарпов (из полых брусков, цилиндров, кубов с круглыми отверстиями), «Юный кораблестроитель»; «Космодром»; «Конструктор-механик № 1»; металлический № 2, автор Сахаров; пластмассовый № 1 и № 2; «Малыш» (стр. 87; 8)
4) Модули.
а) Во второй младшей группе: № 1 – крупный строительный материал; по 2-3 настольных строительных материала (кроме № 4 и «Архитектора»), конструкторов нет.
б) В средней группе: оба набора крупного строительного материала; 2-3 настольных (кроме № 4 и «Архитектора»), конструкторов нет.
в)В старшей группе: строительный материал Флёриной; 1-2 настольных строительных материала (кроме набора № 3 и кирпичиков из дерева в тележках), по одному конструктору всех видов.
г)В подготовительной группе: один крупный строительный материал Флёриной; два набора № 4; два набора «Архитектор»; конструкторы всех видов по1-2.
IV.Для размещения строительного материала отвести специальное место, чтобы детям было удобно пользоваться. (страницы 96-99).
В младших группах (страница 96) строительный материал размещают на полках. Материал раскладывают по цвету и формам прямо на полках, чтобы малыши могли быстро отобрать и убрать его. Предусматривается такое количество деталей и место, чтобы могли одновременно играть 4-5 детей.
Здесь же для обыгрывания построек расставляются мелкие игрушки (ёлочки, флажки и цветочки на катушках, матрёшки, зверюшки, машинки и т. п.), страницы 89; 96-98. Крупный строительный материал в младших группах хранят на стеллажах, на низко подвешенных полках, платформах, в коробках он также раскладывается по цвету и формам. Рядом расставляют крупные транспортные игрушки. Выделяемое место должно быть в стороне от постоянного действия детей и взрослых.
В средней группе (страница97-98) весь строительный материал лучше хранит в коробках, в которых он приобретён. Мелкий игровой материал тоже убрать в коробки, недавно внесённые лучше расставить на полке, чтобы побуждали к игре. Крупный строительный материал можно хранить в шкафах, на полках. Чем крупнее детали, тем ниже их размещают.
В старших группах (страница 99) весь строительный материал (мелкий и крупный) и все виды конструкторов можно сосредоточить в одном месте. Для конструкторов и настольного строительного материала специальное место можно не выделять, т. е. дети используют для игры столы, за которыми занимаются и едят, могут сдвинуть их вместе. Крупный строительный материал лучше размещать в шкафах с задвигающимися дверцами, т. к. открывающиеся дверцы мешают детям заниматься конструированием рядом со шкафами.
Воспитатель должен научить аккуратно обращаться со строительным материалом, соблюдать порядок складывания.
V.Для строительных игр младших дошкольников характерно:
1) изображение единичных предметов или небольших сооружений: домик для куклы, кроватку, стол, забор, гараж. Темы связаны с сюжетно-ролевыми играми.
2) характерна также процессуальность: возведя постройку, они разрушают её и начинают строить вновь.
3) часто строительство опережает замысел; начав строить, затем «узнаёт», что это у него.
У средних и старших дошкольников:
1) расширяется тематика построек: здания, корабли, машины, мосты.
2) стремятся передавать конкретные сооружения: мост через Волгу, метро «Чкаловская», московский кремль.
3) усложняется конструкция (различные перекрытия, украшения).
Отечественные исследователи отмечают, что без специального обучения строительно-конструктивным навыкам и умениям, без целенаправленного руководства взрослых постройки детей остаются элементарными по конструкции и бедными по тематике.
В руководстве два пути: I – обучение конструктивной деятельности на занятиях, знания на других занятиях. II – обучение приёмам конструирования и развитие конструктивных умений и способностей в процессе руководства самостоятельными играми детей (как комплексное руководство в сюжетно-ролевых играх). На занятиях овладевают необходимыми техническими умениями: умение планировать свою деятельность, отбирать материал в соответствии с замыслом; получают знания о различных материалах; идет совершенствование умственной деятельности.
! Существенное значение для развития строительных игр имеют наблюдения, рассматривание предметов, зданий, сооружений. Выясняют назначение сооружения, особенности конструкции, пропорции частей и т. п.; внимание направляется на красоту постройки, её целесообразность. Наблюдение сопровождается беседой, дополняется рассматриванием картин, фотографий, схематических рисунков.
Руководство в игре: развивать её содержание, формировать правильные товарищеские взаимоотношения как в сюжетно-ролевой игре – подбадривает, оказывает помощь, подсказывает тему, показывает, как сделать; строит вместе с детьми; в старшем возрасте – чаще совет, совместное обсуждение; в случае, если возникает затруднение, показывает отдельные технические приёмы, но всегда стремится побуждать к проявлению инициативы. В среднем и старшем возрасте приучать самостоятельно договариваться о теме, распределять обязанности и т. д.
Полезно, закончив общую постройку, рассмотреть с детьми её соответствие замыслу; обсудить участие каждого ребёнка, взаимоотношения в игре; поощрять творчество, выдумку тех, кто редко проявляет инициативу.
Приёмы обучения: (брать в методике ИЗО).
Занятия по конструированию:
Младшая группа:
1) образец
2) показ
3) поощрение
4) совместная игра
5) создание игровой ситуации (Пришли матрёшки, давайте угостим их чаем. А где посадим?)
6) наблюдение построек в окружении
7) предложение темы постройки
8) обыгрывание постройки.
Средняя группа:
1) те же, но меньше образец
2) объяснение без показа
3) показ части постройки (фундамент или завершение).
Старшая группа:
1) образец редко используется; или частичный или образец готовый без его объяснения
2) наблюдение готовых более сложных зданий (театр, кинотеатр) и процесса постройки
3) предложение темы
4) чтение художественной литературы
5) строительство по рисункам, фотографиям
Подготовительная группа:
1) по схемам
2) образцы не даются
3) можно использовать показ приёмов (различного способа крепления), сложных конструкций
4) анализ не всегда положительный, есть и неодобрение, но надо дифференцировать
5) показ и объяснение детей (можно со старшей группы)
6) совет.
VI.Широко используются природные материалы: песок, вода, снег, камешки, шишки, тростник, ветки и т. д.
Песок содержат в песочницах или ящиках; хорошо, если на ночь закрывают, чтоб не загрязнялся. Дети сооружают горки, дворцы, крепости, тоннели и т. д. Особенно интересно играть в песок на даче у реки (много места). В играх используются игрушки: формочки, совки, вёдра, машины, куклы и т. д.
Из снега: младшая группа – дорожки, горки, лесенки в сугробе; старшая группа – крепости, пароходы, мосты; украшают цветными льдинками, скульптурами. Надо научить делать постройки из снежных кирпичей и комьев; поддерживать инициативу, выдумку.
Из камешков: выкладывать узоры по данному образцу, сюжету, по условию расположения камешков в узоре. Полезно для развития пространственных ориентировок.
Из шишек, желудей, веток: зверюшек, человечков, леших и т. д. На даче хорошо из веток, тростника делать шалаши и т.д.