Виды конструирования

Существует два критерия деления конструктивных игр на определенные группы: вид используемого материала и способ постановки конструктивных задач.

По виду материала все игры делятся на три группы: из строительного материала, природного, бумаги и дополнительного материала.

По способу постановки конструктивных задач выделяют конструирование по образцу, заданной теме, условиям, собственному замыслу. Кратко охарактеризуем каждую группу игр.

Конструктивные игры из строительного материала - самый распространенный вид конструирования в дошкольных учреждениях. Дети рано знакомятся со строительным материалом.

Конструирование из природного материала вводится в практику работы со средней группы. Для поделок используется естественная форма природного материала - шишки, желуди, орехи, плоды каштана, кора деревьев, ветки, солома, семена некоторых растений, ракушки и др. Детям необходимо замечать сходство природного материала с предметами окружающей действительности, сказочными образами, героями мультфильмов и усиливать его с помощью соответствующей обработки. Из кожуры плодов каштана можно смастерить ежиков, из пучка соломы - куклу или лошадку, а игрушечный вертолет получится из скорлупы грецкого ореха, кусочка пластилина и семян клена. Серии таких занятий были разработаны Э.К. Гульянц. Конструирование из природного материала позволяет развивать фантазию, художественный вкус, творчество дошкольников.

Конструирование из бумаги и дополнительного материалаиспользуется в работе с детьми, начиная с пятилетнего возраста. Из куска плоского материала (бумаги, картона) они учатся мастерить игрушку объемной формы. Прежде чем сделать какой-либо предмет, необходимо заготовить выкройку, расположить на ней детали и украшения, наклеить их, сделать необходимые надрезы, а затем - сложить и склеить детали. Это достаточно сложный вид конструирования, так как требует от детей умений увидеть объемную игрушку в ее плоскостной выкройке, представить соразмерность частей, пользоваться ножницами, кисточкой, клеем.

В этом виде конструирования широко используется дополнительные материалы: коробки, катушки, спичечные коробки, кусочки пенопласта, поролона и т.д. Скрепляя их между собой, дополняя разнообразными деталями, дети получают интересные игрушки: вертушки, елочные украшения, кукольную мебель, здания города и т.д.

Конструирование но образцу. Это самый первый вид конструирования, которому обучают детей. Он позволяет ребенку узнать несколько вариантов постройки, овладеть общими способами действия, усвоить последовательность операций, познать возможности строительного материала. В качестве образца чаще всего выступает постройка, выполненная воспитателем: дом для матрешки, гараж для автомобиля, здание театра. Используется также иллюстративный материал, фотографии, схемы, модели построек и т.д. Ребенку необходимо внимательно рассмотреть образец и последовательно воспроизвести его. Данный вид конструирования является необходимым и важным этапом в обучении детей конструктивной деятельности. Но он имеет определенные недостатки: в процессе строительства дети копируют образец и это сковывает их творчество. Для развития творческих способностей детям предлагаются творческие задания: видоизменить образец, преобразовать его, перестроить и т.д.

Конструирование но заданной теме - это свободная деятельность детей на предложенную воспитателем тему. Здесь ребенок не копирует образец, а оперирует образами, использует знания о способах действий, обобщенные представления о предметах. В этом виде конструирования дети имеют большие возможности для проявления инициативы, творческой изобретательности . Роль воспитателя заключается в постановке задачи, оказании помощи, Ребенок самостоятельно выбирает материал, определяет последовательность действий, создает образ постройки и воплощает его знакомыми способами. Постройки на одну тему получаются различными по содержанию.

Конструирование по условиям. Это достаточно сложный вид конструктивной деятельности. Детям предлагают построить из готовых деталей предмет, который соответствует ряду условий. Например, мост, на котором свободно разъезжались бы две машины, а под ним проходили пассажирские суда; домик, в котором могли поселиться несколько животных: заяц, медведь, жираф. Таким образом, ребенок, не имея перед собой реального предмета, должен определить его образ, исходя из конкретных условий. При этом он узнает, что один предмет может быть выполнен в различных вариантах. Для получения требуемого результата дети должны обдумать замысел, выбрать из множества деталей необходимые, уточнить размер постройки и ее соответствие заданными условиям.

Конструирование по собственному замыслу. Это самый сложный вид конструирования, так как все задачи ребенок решает сам: выбирает тему постройки, определяет её назначение, продумывает внешний вид, подбирает материалы, выбирает способы построения и воспроизводит задуманное. Роль педагога в руководстве этой деятельностью детей усложняется: он должен видеть работу каждого ребенка, оценивать степень владения конструктивными умениями и навыками, определять причины затруднений и намечать перспективные линии в работе с каждым воспитанником.

Каждый из перечисленных видов конструирования имеет свои особенности. Их следует учитывать при организации обучения и самостоятельной деятельности детей. Следует помнить, что начинать обучение надо с самого простого вида - конструирования по образцу, а затем переходить к более сложным видам конструктивной деятельности. Каждый способ постановки конструктивных задач влияет на формирование различных способностей детей. Поэтому на практике важно использовать все виды конструирования и найти их место в общей системе конструктивной деятельности.