СЮЖЕТНЫЕ МОДУСЫ

Англ. narrative modes. Согласно влиятельному американскому историку, весьма популярному в среде постструктуралистов,Хейдену Уайту (White:1973), история как форма словесного дискурса обычно имеет тенденцию оформляться в виде специфического сю­жетного модуса. Другими словами, историки, рассказывая о про­шлом, скорее заняты нахождением сюжета, который смог бы упо­рядочить описываемые ими события в осмысленно связной после­довательности. Такими модусами для Уайта являются «романс»(здесь под «романсом» понимается, конечно, не музыкальный жанр, а тип произведения, тональность которого по отношению к произведению чисто бытописательному, реалистическому сдвину­та в сторону поэтического вымысла и которое приблизительно соответствует гоголевскому понятию «поэма» применительно к «Мертвым душам»), «трагедия», «комедия» и «сатира»; т. е. историография для него способна существовать лишь в жанро­вых формах, парадигма которых была разработана канадским ли­тературоведом Нортропом Фраем.

Если мы обратимся к социальной психологии, то увидим ана­логичную картину. Так,Кеннет Мэррей высказывает мысль о


[279]

существовании особых «рассказовых структур личности» и утвер­ждает, опять же ссылаясь на Фрая, Уайта, П. Рикера, Джеймсона, что человек строит свою личность (идентичность) по кано­нам художественного повествования типа «романса» или «комедии» (более подробно &&нарратив).