I. Переход от исходного распределения к условному

I. Цель работы

 

Найти оценки параметров случайной величины Y по данным выбо­рочной совокупности (статистической совокупности). В предположении, что закон распре­деления случайной величины Y – нормальный, построить кривую распределе­ния. Проверить гипотезу нормальности распределения по критерию Пирсона.

 

 

2 Пояснения к работе

 

Для исследования случайной величины Y проведено n независимых испытаний, в результате которых получена выборочная, или статистическая совокупность (выборка) объёма n. Значения элементов выборки представляют собой последо­вательность

x1; x2; x3; …, xn, (I)

среди членов которой могут быть и повторяющиеся. Работу можно разделить на три этапа.

 

I. Переход от исходного распределения к условному

 

Если объём статистической совокупности n ³ 40, то все множества значений (I) разбивается на классы. Число классов k определяется по объёму выборки n с помощью таблицы I.

 

Таблица I

 

Объём выборки n 40 – 60 60 – 100 100 – 200 200 – 500
Число классов k 6 – 7 7 – 10 10 – 14 14 – 17

 

Из множества значений, составляющих выборку (I), выбирают наибольшее xmax и наименьшее xmin значения и определяют длину классового промежутка D:

 

(2)

 

 

Значение D берется приближенно с той же точностью, с которой определены значения элементов выборки (I), причем так, чтобы последняя цифра значения величины D была четной. Приведенное округление не сказывается на основном результате. Поэтому фактическое число классов может несколько отличаться от выбранного. Чтобы фактическое число классов соответствовало табл. I , рекомендуется при первоначальном выборе k не брать крайних значе­ний, приведенных в столбцах табл. I.

Границы классовых промежутков определяются следующим образом: левая граница первого промежутка принимается равной . Левая грани­ца каждого следующего промежутка получается прибавлением D к левой грани­цы предыдущего промежутка. Правый конец каждого промежутка меньше лево­го конца следующего промежутка на единицу последнего десятичного разряда значений в совокупности (I). Границы промежутков вносятся в стб. I. табл. 2.

 

Таблица 2

 

Границы проме­жут­ков. от до Середины проме-жутков xi Частоты (штрихи)   Частоты Z   Условные значения a     aZ     a2 Z     a3 Z     a4 Z
    ## ## //            
Сумма S Z - Sa Z Sa2 Z Sa3 Z Sa4 Z

 

После того как заполнен стб. I табл. 2, переходят к заполнению стб.2. Для каж­дого элемента выборки (I) находят классовый промежуток, которому принадлежит этот элемент, и в строке этого промежутка в стб.2 ставят штрих. Рекомендуется четыре штриха ставить вертикально, а пятый – горизонтально, перечеркивая им четыре предыдущих. Когда все n штрихов расставлены, под­считывается их сумма всех частот S Z и записывается в последней строке в табл.2. Все элементы выборки (I), принадлежащие одному и тому же клас­совому промежутку, считаются равными между собой и равными середине этого промежутка. Середина промежутка определяется как среднее арифме­ти­ческое его границ и записывается в стб.2. Отметим, что достаточно найти сере­дину только одного из классовых промежутков, так как середины соседних промежутков отличаются друг от друга на D.

Теперь вместо исходной выборки (I) изучается ее приближение, выборочный ряд , а соответ­ствую­щие частоты в стб.4 табл.2. Для удоб­ства дальнейших вычислений вводятся условные значения ai:

(3)

где ai - i – е условное значение:

xi – середина i- го классового промежутка;

А – условный нуль.

Условный нуль А – это значение xi, соответствующее среднему классовому промежутку, а если таковых два, то тому из них, который имеет большую частоту zi . Заметим, что вычислений по формуле (3) можно не проводить, так как строке табл.2, соответствующей условному нулю А, соответствует ai = 0, строки над этой имеют соответственно ai-1 = -1, ai-2 = -2, и т.д., а строки под i-й-ai+1 = 1, ai+2 = 2, ai+3 = 3 и т.д. После этого заполняются стб.6,7,8 и 9, а затем последняя строка – «Сумма» – для этих столбцов.

 

Пример. Исследовать случайную величину X – прочность (разрывная нагрузка)!!!!, в Н пряжи Т = 18,5 текс !!!(№154) с помощью выборки объема n = 40.

 

144, 149, 199, 174, 176, 183, 239, 208,

120, 150, 203, 160, 180, 207, 221, 220,

117, 158, 170, 282, 177, 218, 210, 190,

225, 149, 250, 101, 179, 236, 198, 193,

230, 240, 163, 238, 178, 183, 213, 211,

 

Находим xmin = 101; xmax = 282. Для n = 40 из табл.1 выбираем k = 6. Тогда длина классового промежутка

Составляем табл.2 по форме табл.2.

Таблица 3

 

          m1 m2   m3   m4  
y xi   zi   ai   aiZi
86 – 115 116 – 145 146 – 175 176 – 205 206 – 235 236 – 265 266 – 295 100,5 130,5 160,5 190,5 220,5 250,5 280,5 / /// ## /// ## ## // ## ## ## / -3 -2 -1 -3 -6 -8 -27 -24 -8
Сумма      

 

Левая граница I-го интервала