I. Переход от исходного распределения к условному
I. Цель работы
Найти оценки параметров случайной величины Y по данным выборочной совокупности (статистической совокупности). В предположении, что закон распределения случайной величины Y – нормальный, построить кривую распределения. Проверить гипотезу нормальности распределения по критерию Пирсона.
2 Пояснения к работе
Для исследования случайной величины Y проведено n независимых испытаний, в результате которых получена выборочная, или статистическая совокупность (выборка) объёма n. Значения элементов выборки представляют собой последовательность
x1; x2; x3; …, xn, (I)
среди членов которой могут быть и повторяющиеся. Работу можно разделить на три этапа.
I. Переход от исходного распределения к условному
Если объём статистической совокупности n ³ 40, то все множества значений (I) разбивается на классы. Число классов k определяется по объёму выборки n с помощью таблицы I.
Таблица I
Объём выборки n | 40 – 60 | 60 – 100 | 100 – 200 | 200 – 500 |
Число классов k | 6 – 7 | 7 – 10 | 10 – 14 | 14 – 17 |
Из множества значений, составляющих выборку (I), выбирают наибольшее xmax и наименьшее xmin значения и определяют длину классового промежутка D:
(2)
Значение D берется приближенно с той же точностью, с которой определены значения элементов выборки (I), причем так, чтобы последняя цифра значения величины D была четной. Приведенное округление не сказывается на основном результате. Поэтому фактическое число классов может несколько отличаться от выбранного. Чтобы фактическое число классов соответствовало табл. I , рекомендуется при первоначальном выборе k не брать крайних значений, приведенных в столбцах табл. I.
Границы классовых промежутков определяются следующим образом: левая граница первого промежутка принимается равной . Левая граница каждого следующего промежутка получается прибавлением D к левой границы предыдущего промежутка. Правый конец каждого промежутка меньше левого конца следующего промежутка на единицу последнего десятичного разряда значений в совокупности (I). Границы промежутков вносятся в стб. I. табл. 2.
Таблица 2
Границы промежутков. от до | Середины проме-жутков xi | Частоты (штрихи) | Частоты Z | Условные значения a | aZ | a2 Z | a3 Z | a4 Z |
## ## // | ||||||||
Сумма | S Z | - | Sa Z | Sa2 Z | Sa3 Z | Sa4 Z |
После того как заполнен стб. I табл. 2, переходят к заполнению стб.2. Для каждого элемента выборки (I) находят классовый промежуток, которому принадлежит этот элемент, и в строке этого промежутка в стб.2 ставят штрих. Рекомендуется четыре штриха ставить вертикально, а пятый – горизонтально, перечеркивая им четыре предыдущих. Когда все n штрихов расставлены, подсчитывается их сумма всех частот S Z и записывается в последней строке в табл.2. Все элементы выборки (I), принадлежащие одному и тому же классовому промежутку, считаются равными между собой и равными середине этого промежутка. Середина промежутка определяется как среднее арифметическое его границ и записывается в стб.2. Отметим, что достаточно найти середину только одного из классовых промежутков, так как середины соседних промежутков отличаются друг от друга на D.
Теперь вместо исходной выборки (I) изучается ее приближение, выборочный ряд , а соответствующие частоты в стб.4 табл.2. Для удобства дальнейших вычислений вводятся условные значения ai:
(3)
где ai - i – е условное значение:
xi – середина i- го классового промежутка;
А – условный нуль.
Условный нуль А – это значение xi, соответствующее среднему классовому промежутку, а если таковых два, то тому из них, который имеет большую частоту zi . Заметим, что вычислений по формуле (3) можно не проводить, так как строке табл.2, соответствующей условному нулю А, соответствует ai = 0, строки над этой имеют соответственно ai-1 = -1, ai-2 = -2, и т.д., а строки под i-й-ai+1 = 1, ai+2 = 2, ai+3 = 3 и т.д. После этого заполняются стб.6,7,8 и 9, а затем последняя строка – «Сумма» – для этих столбцов.
Пример. Исследовать случайную величину X – прочность (разрывная нагрузка)!!!!, в Н пряжи Т = 18,5 текс !!!(№154) с помощью выборки объема n = 40.
144, 149, 199, 174, 176, 183, 239, 208,
120, 150, 203, 160, 180, 207, 221, 220,
117, 158, 170, 282, 177, 218, 210, 190,
225, 149, 250, 101, 179, 236, 198, 193,
230, 240, 163, 238, 178, 183, 213, 211,
Находим xmin = 101; xmax = 282. Для n = 40 из табл.1 выбираем k = 6. Тогда длина классового промежутка
Составляем табл.2 по форме табл.2.
Таблица 3
m1 | m2 | m3 | m4 | |||||
y | xi | zi | ai | aiZi | ||||
86 – 115 116 – 145 146 – 175 176 – 205 206 – 235 236 – 265 266 – 295 | 100,5 130,5 160,5 190,5 220,5 250,5 280,5 | / /// ## /// ## ## // ## ## ## / | -3 -2 -1 | -3 -6 -8 | -27 -24 -8 | |||
Сумма |
Левая граница I-го интервала