Методические указания для студентов

Основными видами аудиторной работы студента при изучении дисциплины «Жилищное право» являются лекции и семинары. Студент не имеет права пропускать занятия без уважительных причин. Неудовлетворительные оценки, полученные студентом на семинарах, и пропуски занятий без уважительной причины необходимо отработать в дополнительное время путем подготовки реферата и (или) устных ответов на вопросы преподавателя по соответствующей теме. В противном случае преподаватель может не допустить студента до сдачи экзамена по дисциплине.

На лекциях излагаются и разъясняются основные понятия темы, связанные с ней теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы. В ходе лекции студент должен внимательно слушать и конспектировать лекционный материал.

Завершают изучение наиболее важных тем или разделов учебной дисциплины семинарские занятия, которые обеспечивают: контроль преподавателем уровня подготовленности студента; закрепление изученного материала; развитие умений и навыков подготовки докладов, сообщений по правовой проблематике; приобретение опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, в том числе аргументации и защиты выдвигаемых положений и тезисов.

Семинару предшествует самостоятельная работа студента, связанная с освоением материала, полученного на лекциях, и материалов, изложенных в учебниках и учебных пособиях, а также в литературе, рекомендованной преподавателем. По согласованию с преподавателем или его заданию студенты могут подготовить рефераты и (или) доклады по отдельным темам дисциплины.

Работа над рефератом и (или) докладом активизирует развитие самостоятельного, творческого мышления, учит применять полученные знания при анализе тех или иных социальных и правовых проблем, позволяет приобрести первичные навыки исследовательской деятельности по дисциплине.

Для студентов очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения возможно выполнение домашнего контрольного задания по темам курса.

В процессе подготовки к семинару студент может воспользоваться консультациями преподавателя. Примерные темы докладов, рефератов и вопросов для обсуждения приведены в настоящих методических указаниях.

Семинары могут проводиться и в форме учебных конференций, которые включают в себя выступления студентов с подготовленными докладами по отдельным правовым темам. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Желательно текст доклада предварительно представить преподавателю для ознакомления.

Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает, выставляя в рабочий журнал текущие оценки; студент имеет право ознакомиться с ними. Необходимо помнить, что большинство вопросов по дисциплине «Жилищное право» выносятся на экзамен. Опыт показывает, что наибольшее число неверных (неполных) ответов допускаются студентами по темам: «объекты жилищных прав», «ипотечное кредитование и ипотека жилых помещений», «пользование жилым помещением по договору социального найма», «договор найма специализированного жилищного фонда», «частное управление в жилищной сфере», «обеспечение сохранности жилищных фондов». Поэтому изучению этих тем студентам нужно уделить особое внимание.

Важным видом деятельности студента при изучении дисциплины «Жилищное право» является самостоятельная работа. Она должна носить творческий и планомерный характер. Нельзя надеяться только на тот материал, который был озвучен в ходе лекций или семинарских занятий, необходимо закрепить его и расширить в ходе самостоятельной работы. Необходимо помнить, что преподаватель ограничен рамками учебного процесса, поэтому не может в ходе лекций сообщить весь объем накопленных в науке знаний. Особенно важна самостоятельная работа для студентов очно-заочной (вечерней) и заочной форм обучения.

Наибольший эффект достигается при использовании «системы опережающего чтения», то есть предварительного самостоятельного изучения материала следующей лекции.

Ошибку совершают студенты, которые надеются освоить весь материал только за время подготовки к экзамену. Опыт показывает, что уровень знаний у таких студентов, как правило, невысок, а главное – эти знания недолговечны и бессистемны.

Для рациональной организации самостоятельной работы большое значение имеют консультации преподавателя. Они могут быть как индивидуальные, так и в составе учебной группы. С графиком консультаций можно ознакомиться на кафедре.

Для студентов, обучающихся по заочной форме обучения, самостоятельная работа являетсяосновной. Она включает изучение материала установочных занятий и рекомендованной литературы, выполнение заданий преподавателя (домашних контрольных заданий, рефератов). Для студентов заочной формы обучения обязательно самостоятельное выполнение контрольной работы, предусмотренной учебным планом.

Самостоятельную работу целесообразно начинать с изучения установленных требований к знаниям, умениям и навыкам, ознакомления с разделами и темами дисциплины в порядке, предусмотренном учебной программой. Получив представление об основном содержании раздела, темы, необходимо изучить их по учебнику и (или) учебному пособию, придерживаясь рекомендаций преподавателя по методике работы над материалом, данных в ходе установочных занятий.

Затем следует ознакомиться с первоисточниками (или извлечениями из них), то есть работами выдающихся правоведов. Полезно составить их краткий конспект.

Примерный план семинарских занятий