ЛИЧНОСТНО-ЗНАЧИМЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Углубление, расширение и обогащение содержания ценностей, признанных в обществе происходит не автоматически. Это происходит в процессе привнесения в них личностно-значимого содержания ценностей конкретных людей. В развитой в культурном отношении Древней Греции общественно признанной ценностью была лишь жизнь тех, кто свободен и здоров. Сегодня почти все мы признаем ценность жизни каждого человека, и поэтому во многих государствах происходит отмена смертной казни. Мы больше думаем о расширении возможностей реализации этой ценности, заботясь о развитии здравоохранения, пропаганды и обеспечения здорового образа жизни, включения во все более полноценную жизнь тех, кто от природы имеет ограниченные возможности и т.д.

И чем выше ценности, реализуемые организацией в иерархии ценностей узнающих о ее деятельности людей, тем прочнее фундамент для создания позитивного имиджа.

Но для того чтобы донести информацию о своем понимании ценностей, необходимо огромное количество разъясняющих материалов, многочисленные встречи с общественностью, на что у организации, как правило, нет ни временных, ни финансовых возможностей. Да и вряд ли мы найдем желающих выслушивать наши многословные объяснения. К тому же, если общественно - признанные ценности всегда имеют определенные формулировки (например, ценность прав человека, ценность жизни людей с ограниченными возможностями, ценность здоровья и т.д.), то на уровне личностных смыслов мы строгими определениями, как правило, не мыслим. Совпадение или несовпадение в личностно-значимых ценностях, чаще всего просто ощущается и отражается в нашей симпатии или антипатии к организациям, проектам, людям, с которыми мы взаимодействуем. Поэтому информация об этих ценностях может быть донесена только в емкой символической форме, которая позволяет создать зримый и ощутимый образ как самой организации, так и содержания реализуемых ею ценностей.

Одним из средств символического отражения ценностей организации является история-легенда.

Поскольку яркая, запоминающаяся история из жизни организации позволяет сотрудникам гордиться ею, а у общественности вызывает интерес и уважение, некоторые специалисты советуют, в том случае, если у организации такой истории нет, просто ее придумать.

Но общение со многими организациями показывает, что ни одной из них ничего придумывать не нужно. Нужно только заглянуть в исторические документы или собраться всем вместе и вспомнить самые значимые и интересные события из реальной истории. Потому что легенда, основанная на реальных событиях, "работает" эффективнее. О чем же может рассказывать история-легенда?

Это может быть рассказ об истории возникновения организации:

 

Жители и дачники одной деревни создали неофициальную, но активно действующую организацию взаимопомощи. А началось все с того, что понадобился новый колодец. За дело взялись "всем миром", а по успешному окончанию работы накрыли стол, достойный по длине книги Рекордов Гиннеса и устроили праздник. Дело было 1 июля, и как-то сама собой возникла идея каждый год в этот день собираться и отмечать День деревни. Традиция существует несколько лет. Добрые отношения, сложившиеся у всех жителей деревни привлекают туда новых дачников и даже постоянных жителей. С талантами и возможностями каждого все знакомятся в День деревни, а потому каждый знает к кому и за какой помощью можно обратиться.

 

Это может быть историческая встреча:

 

Две важные для истории нашей культуры встречи состоялись в "Славянском базаре". Первая - известная встреча К.С. Станиславского и В.Н. Немировича-Данченко, с которой начинается история Московского Художественного театра. Вторая – встреча И.В. Цветаева с меценатом Ю.С. Нечаевым-Мальцевым, которая сделала возможным создание Музея изящных искусств (в настоящее время Музей изобразительных искусств имени Пушкина). Ю.С.Мальцев был основным финансовым покровителем Музея – на его строительство, оснащение и ремонт после пожара им было пожертвовано три с половиной миллиона рублей.

 

История-легенда может быть связана с уникальной ситуацией рождения какой-либо значимой идеи:

В основном о тот, как происходили важные научные открытия помнят только ученые, а вот об открытии закона всемирного тяготения и закона Архимеда помнят все, потому что истории о том, как Ньютону на голову упало яблоко и о том, как Архимед выпрыгнул из ванны с криком "Эврика!" стали легендами.

В одной негосударственной школе разрабатывалась система организации воспитательного процесса на основе уважения естественных прав человека. Права человека были тогда для общественности понятием непривычным, поэтому многие удивлялись, каким образом это "заграничное" явление проникло в школу, где большое внимание уделяется изучению русской культуры. И тогда в школе рассказывали о том, как однажды к ним приехали в гости английские друзья социологи и, познакомившись с жизнью школы, пришли к выводу: школа является образцом реализации естественных прав человека, как ребенка, так и взрослого. Тогда педагоги заинтересовались содержанием естественных прав, и открыли для себя, что естественными правами человека называют право на жизнь, право на сохранение человеческого достоинства, право на свободу, право на неприкосновенность и т.д. А потом они стали разрабатывать принципы и методы реализации этих прав в воспитательном процессе, подключили к этому детей, их родителей, заинтересовали местные СМИ. Это оказалось увлекательным процессом и давало хорошие результаты.

 

Легендой может стать рождение интересных традиций:

 

В Государственном Дарвиновском музее традиций много, но постоянно рождаются новые. Сотрудники музея считают, что праздник "Музей в подарок маме", посвященный Дню матери тоже станет традиционным. В этот день каждый ребенок может купить билет и провести свою маму в музей бесплатно. В праздничной программе музея игры, конкурсы для мам и детей, выступления детских коллективов, мультфильмы, документальный фильм "Лучшие животные – мамаши". А еще дети вместе с мамами могут пройти мастер-классы "Оригами", "Язык цветов", "Щавелихинская роспись" и приготовить на них подарки друг для друга – бумажные букеты, композицию из цветов, расписную тарелку…

 

Легендой может стать история реализации какого-либо необычного проекта:

Все организаторы и участники промышленных выставок знают историю первой Всемирной выставки, которая состоялась в Лондоне в 1851 году. Ее инициатором был принц Альберт. Его идеей был показ "всей продукции всех наций". Из 40 стран на Выставке были представлены 20 тыс. экспонатов, образовывавших вместе поразительную комбинацию новейших достижений инженерной мысли и бытовых вещей. Здесь были выставлены механические ткацкие станки, огромные телескопы, гидравлические прессы, швейная машинка, а рядом с ними – товары повседневного спроса. Для выставки в Гайд-парке был построен "Хрустальный дворец" – 33-метровое в высоту сооружение наподобие королевского дворца из стекла. Необычный замысел выставки определил огромное внимание к ней: за полгода в "Хрустальном дворце" побывали 6 млн. посетителей. [11]

 

Несомненно, в историю сценографического факультета ГИТИСа войдет, а потом и станет легендой создание студентами под руководством известного режиссера и художника Дмитрия Крымова уникального сценографического театра, в котором талантливые молодые художники на глазах у зрителей ваяют из самых необычных материалов удивительные сценографические спектакли. В них нет сценической речи, в них говорят образы. Их спектакли "Недосказки" (номинант премии "Золотая маска" 2006 г.), "Сер Вантес. Донкий Хот", "Демон – вид сверху" - всегда становятся событиями. Они интригуют, завораживают, удивляют, вызывают восторг. О них пишут и спорят. Их приглашают на известные зарубежные сцены.

 

Во многих организациях история-легенда – это яркая биография ее основателя, сотрудника или покровителя организации:

Примером такой истории может служить ставшая легендой биография М.В.Ломоносова, с именем которого непременно ассоциируется основанный им Московский государственный университет.

 

Это может быть история изменения содержания деятельности организации:

В 1958 году профессора физики Массачусетского и Гарвардского университетов выступили с идеей организации Центра развития образования (Educational Development Center).

Первоначально главной задачей центра было не допустить отставания США от России по космическим исследованиям, в частности, путем усовершенствования преподавания физики. Но постепенно поле деятельности организации стало расширяться и при поддержке сенаторов местного штата ЕDC выступил с инициативой усиления роли неправительственных организаций во всем мире.

Сегодня ее офисы открыты в Нью-Йорке, Москве, Коста-Рике, Гондурасе, Марокко, Латвии и во многих других странах. Центр "продвигает" новые знания, выбирает организации и помогает им в осуществлении социально полезных проектов.

 

Легендой может стать история выхода из кризиса:

 

Американская организация "Appalachian Mountain Club" (Клуб любителей гор Аппалачи) в конце 90-х годов переживала кризис. В клубе возникла проблема привлечения новых членов, его задолженность составляла $ 2 млн. Из кризиса организацию вывел новый исполнительный директор, который привел свою команду, предложившую новые программы развития и поиска средств. В результате была создана эффективная структура управления, разработана финансовая стратегия, налажена работа с членами организации, местными властями, прессой.

Цель "Appalachian Mountain Club" – защита природы и некомфортабельный туризм. Эта организация предоставляет уникальные услуги – маршруты по практически нехоженым тропам горных и лесных массивов. Члены организации строят избушки на туристических трассах, которым в целях рекламы бесплатно разрешено пользоваться школьникам в дни каникул. Часто потом многие из них приводят в клуб своих родителей. Клуб выпускает брошюры, туристическую газету, буклеты, открытки с видами девственной природы. Лозунг клуба: лучший способ разбогатеть – уменьшать расходы и увеличивать доходы. Поэтому, работая над улучшением качества услуг, программ отдыха, жилья, питания, транспорта, сотрудники клуба постоянно ищут способы сокращения расходов. Например, они сумели договориться о бесплатном размещении рекламы в изданиях своих клиентов, собирают средства во время рекламных акций, распространяют наклейки в письмах – предложениях клуба, которые увеличивают эффективность обращений и т.д.

Легенда организации может быть связана с народными преданиями.

Первая известная нам масонская легенда возникла в Англии. Там сложилась анонимная латинская поэма, два дошедших до нас списка которой датируются рубежом 14-15 веков. В этой поэме рассказывается о том, как Немврод строил Вавилонскую башню, о том, что семь свободных искусств впервые познал праотец Авраам и он научил этим искусствам и особо геометрии и основанной на ней архитектуре Евклида, каковой передал сии познания египтянам, а от тех через Моисея они перешли к евреям, и при строительстве Соломонова храма вся древняя мудрость была начертана на двух колоннах этого храма, но никто не мог прочесть эти писания, пока не проделали сие Пифагор и Гермес, и от них-то и прознали немногие мудрые, пока один из сих мудрых, обратившийся ко Христу святой Альбан, не перенес эти знания в Англию, где претерпел мученичество, но до этого успел написать первый устав свободных каменщиков, а обнародовали и поддержали тот устав король Ательстан и сын его Эдвин, каковые созвали в Йорке всех мастеров, а также лордов и шерифов и учредили там союз liberorum latomorum (лат. свободные каменщики).[12]

 

Если организация получила оценку ее деятельности какой-либо социально-значимой персоной или организацией, это тоже может быть положено в основу истории-легенды.

 

Республиканская детская общественная организация "Родники" ежегодно в летний период организует на территории города Ижевска смены эколого-трудового лагеря «Малые реки Удмуртии». В проекте принимают участие 15 городов и районов республики. Ребята занимаются очисткой малых рек и прилегающей территории от бытового мусора под руководством ученых и СЭС. Во время работы фиксируются на карте места несанкционированных свалок и ведутся фото-, видеосъемки. Данные нарушения передаются в Городской комитет по охране окружающей среды. Программа «Реки Удмуртии» была отмечена Грантом Госкомитета РФ по делам молодежи и Грантом посольства Великобритании в России, а также стала лауреатом фестиваля Ролана Быкова, конкурса вариативных программ ВДЦ «Орленок».

 

Не придуманной может стать даже сказочная легенда:

 

Копенгаген (в переводе "торговая гавань") называют городом Андерсена, хотя Андерсен родился на острове Фюн в городе Оденсе. Но сам Копенгаген похож на андерсеновский сказочный город. На большом валуне недалеко от берега сидит и ждет своего принца маленькая русалочка, о любви и верности которой всему миру рассказал Андерсен. Дорога от берега к центру города проходит через сказочный парк, в центре которого фонтан Гефион. Андерсен рассказал нам о том, как богиня валькирия Гефион, которой надоело жить на земле, решила возвратиться к богам. Одно ее беспокоило: даст ли оставленный муж землю их четырем сыновьям. Муж придумал трудное условие: "Дам столько, сколько ты сможешь вспахать за день". Не растерялась богиня, превратила сыновей в быков, запрягла их, и к утру возник остров Зеландия, отрезанный от материка плугом. На этом острове и стоит Копенгаген. А главный фонтан города, с изображением четырех быков, тянущих плуг и богиню Гефион, подгоняющую их ударами кнута, не позволяет его жителям забыть сказочную легенду. По дороге к центру можно заглянуть в Музей Андерсена - дом, где великий сказочник написал известные во всем мире сказки о голом короле и гадком утенке. На торговой улице Стрегет у одного из магазинов еще одна встреча – с частым персонажем сказок – ушастым домовым. И, наконец, в центре на площади Ратуши, жителей и гостей приветствует сам Ганс Христиан Андерсен. Здесь великому сказочнику поставлен памятник.

 

Приведенные примеры могут быть продолжены до бесконечности. Основой легенды могут стать исторические вещи, с которыми связаны важные события в жизни организации, интригующие события, интересные гости, сотрудники, клиенты и т.д. и т.п.

Для того чтобы легенда родилась, обнаруженные исторические факты должны быть оформлены в увлекательный и легко читаемый текст. Для того чтобы она начала свой собственный исторический путь, с ней нужно познакомить всех сотрудников и друзей организации, записать текст в летописи или исторической справке и т.п. Для того чтобы легенда стала достоянием многих, нужно заинтересовать ее содержанием журналистов, чтобы она была передана в средствах массовой информации. А чтобы история-легенда не забывалась, она должна периодически воспроизводиться, например, на Днях рождения организации, на праздновании символических дат, в том числе, связанных с самой легендой.