При этом

, (6)

где - крутящие моменты, которые учитывают при расчете на усталость; - максимальный из моментов, учитываемых при расчете на усталость ( = ); , - соответствующие моментам частоты вращения и время работы.

При расчете на усталость не учитывают кратковременные перегрузки.

Установлено, что большинство режимов нагружения современных машин сводятся к шести типовым режимам (рис.3).

Рис. 3

На рис. 3: - текущее значение момента нагрузки; - максимальный из моментов, которые учитывают при расчете на усталость; - число циклов нагружений при работе с моментами ; - суммарное число циклов нагружений за расчетный срок службы передачи. Типовые режимы нагружений обозначены: - постоянный; - тяжелый; - средний равновероятный; - средний нормальный; -легкий; - особо легкий.

При известном

, (7)

где - коэффициент эквивалентности (табл. 1).

 

 

Таблица 1

 

    Режим нагрузки Коэффициенты эквивалентности
 
1V V 0,500 0,250 0,180 0,125 0,063 1,0 0,300 0,143 0,065 0,038 0,013 1,0 0,200 0,100 0,036 0,016 0,004

 

Коэффициент . Большие значения соответствуют шлифованным и полированным поверхностям зубьев;

Коэффициент . Меньшие значения соответствуют передачам, работающим при малых окружных скоростях ( ). При более высоких значениях окружной скорости возникают лучшие условия для смазки колес, что позволяет повысить допускаемые напряжения:

, при ;

при .

Допускаемое напряжение для цилиндрических и конических передач с прямыми зубьями равно меньшему значению из допускаемых шестерни и колеса .

Для цилиндрических и конических передач с непрямыми зубьями за расчетное принимают среднее из и , если выполняется условие

 

(2)

где - меньшее их двух: , .

Максимальные допускаемые контактные напряжения

Максимальные допускаемые контактные напряжения назначают для исключения остаточных (пластических) деформаций или хрупкого разрушения упрочненного поверхностного слоя. Допускаемые напряжения для зубьев из улучшенных сталей = , где - предел текучести, , для зубьев, подвергнутых цементации или закалке ТВЧ, .

Допускаемые напряжения изгиба при расчете на усталость