Джон Леннон

Глава 1 - Приручение и Сон планеты

 

Все, что вы видите и слышите сейчас, - не что иное, как сон. Не исключая и данный момент. Вы и в состоянии бодрствования смотрите сон.

 

Сновидения - главнейшая функция разума, а спит разум все двадцать четыре часа в сутки. Он спит, когда мозг спит, спит он, и когда мозг бодрствует. Различие в том, что, когда мозг бодрствует, возникают некие материальные координаты, заставляющие воспринимать вещи линейно. Как только мы засыпаем, они исчезают, поэтому сновидение обладает свойством непрерывно изменяться.

 

Люди видят сны постоянно. Еще до нашего рождения те, кто жили прежде нас, создали вокруг себя безграничный сон, который мы зовем "Сном общества", или Сном планеты. Планетарный сон - это коллективное сновидение, состоящее из миллиардов индивидуальных сновидений, которые в совокупности образуют Сон семьи, общины, города, страны и, наконец, Сон всего человечества. Сон нашей планеты включает всяческие общественные установки, верования, законы, религии, разнообразные культуры и способы существования, правительства, школы, политические события и праздники.

 

Мы наделены врожденной способностью видеть сны. Люди, жившие до нас, позаботились, чтобы нас посещали точно такие же сновидения, что и все общество. У внешнего сна множество правил, и, когда рождается ребенок, мы овладеваем его вниманием и внедряем их в его сознание. Сон общества использует маму и папу, школы и религию, чтобы научить нас сновидеть.

 

Внимание - это способность различать и фокусироваться только на том, что мы хотим воспринимать.

 

Мы можем одновременно видеть, слышать, осязать или обонять миллионы вещей, но с помощью внимания по собственному желанию мысленно отдаем предпочтение воспринимать то или иное. Окружающие нас взрослые с самого нашего детства безраздельно овладели нашим вниманием и при помощи повторов закрепили у нас в сознании определенную информацию. Так мы усвоили все, что знаем.

 

Используя внимание, мы изучали всю окружающую нас действительность, внешний сон. Узнали, как вести себя в обществе: во что верить и не верить; что приемлемо и неприемлемо; что хорошо и плохо; что прекрасно и безобразно; что правильно и неправильно. Все это уже существовало: все эти познания, правила и понятия относительно того, как жить в окружающем мире.

 

В школе вы сидели за партой и внимали тому, что рассказывал учитель. В храме концентрировали внимание на том, что говорили священник или церковный служитель. То же самое относится к родителям, братьям и сестрам: все они старались привлечь ваше внимание. Точно так же учимся овладевать интересом других людей, боремся за внимание окружающих и мы сами.

 

Дети состязаются за то, чтобы обратить на себя внимание родителей, учителей, друзей. "Посмотрите на меня! Глядите, что я делаю! Эй, вот я - здесь". Потребность во внимании сохраняется - даже обостряется - и у взрослых.

 

Внешний сон завладевает нашим вниманием и учит тому, во что мы должны верить, начиная с языка, на котором говорим. Язык - код, при помощи которого люди понимают друг друга и общаются. Каждая буква, каждое слово в языке - результат некоего соглашения. Мы говорим "страница в книге", и само слово "страница" является результатом договора о том, как его понимать. Как только мы начинаем понимать код, наше внимание концентрируется, и энергия передается от одного человека к другому.

 

Мы не выбирали, на каком языке говорить. Не выбирали религию или моральные ценности - они существовали еще до нашего рождения. У нас никогда не было возможности самостоятельно решать, во что верить или не верить. Мы не принимали участия в выработке самого незначительного из подобных соглашений. Даже собственное имя не выбирали.

 

В детстве у нас нет возможности выбирать себе веру, приходится попросту соглашаться с передаваемой другими информацией из Планетарного Сна. Единственный способ сохранить информацию - соглашение. Внешний сон способен привлечь внимание, но если мы не согласны с получаемой информацией, то не удерживаем ее. Как только человек соглашается, он начинает доверять, а это уже называется "верой". Чтобы верить, нужно безоговорочно доверять.

 

Этому мы учимся еще в детстве. Дети верят всему, что говорят взрослые, соглашаются с ними, и их вера настолько сильна, что само ее внутреннее устройство полностью контролирует Сон Жизни. Мы эти верования не выбирали, могли даже бунтовать против них, но не были достаточно сильны, чтобы такой бунт победил. И в результате соглашения одобряем и принимаем чужие верования.

 

Я называю этот процесс приручением человеческих существ. С его помощью мы учимся жить и видеть сны. В процессе приспособления человека информация из внешнего сна передается в сон внутренний, выстраивая систему верований. Вначале ребенка учат, что и как называть: мама, папа, молочко, бутылочка. Изо дня в день дома, в школе, в церкви, по телевизору ему говорят, как жить, какое поведение считается приемлемым. Внешний сон учит, как стать человеком. У нас есть общее представление о том, что есть "женщина" и "мужчина". Таким же образом мы учимся судить о себе, судить о других людях, судить о соседях.

 

Процесс приручения детей происходит так же, как и приручение собаки, кота или любого другого животного. Для того чтобы обучить пса, мы его наказываем или поощряем. Своих горячо любимых детей мы воспитываем точно так же, как обучаем домашнее животное: при помощи системы наказаний и поощрений. Когда ребенок делает то, чего хотят от него родители, ему говорят: "хороший мальчик" или "хорошая девочка". Если не делает - "плохая девочка" или "плохой мальчик".

 

Когда дети нарушают правила, их бранят, когда повинуются - хвалят. Нас ругали и поощряли много раз в день. Со временем человек начинает бояться не получить награды или быть наказанным. Вознаграждение заключается во внимании родителей или других людей, например братьев или сестер, учителей, друзей. У нас довольно быстро вырабатывается потребность привлечь к себе внимание окружающих, чтобы получить вознаграждение.

 

Поощрение вызывает приятные чувства, и человек продолжает делать то, что от него хотят, чтобы получить вознаграждение. Из-за страха наказания или лишения награды мы начинаем притворяться совершенно другими людьми - просто чтобы угодить кому-то, быть любезными. Мы стараемся угождать матери и отцу, учителям в школе, священнику в церкви - так начинается маскарад. Мы притворяемся другими людьми, поскольку боимся, что нас отвергнут.

 

Страх стать отверженным трансформируется в страх оказаться недостаточно хорошим. В конечном счете человек коренным образом меняется. Просто копирует верования мамочки, папочки, общества, религии.

 

Все наши нормальные склонности теряются в процессе приручения. Когда мы подрастаем и начинаем кое-что понимать, мы узнаем слово "нет". Взрослые говорят: "Делай то, не делай этого".

 

Мы восстаем и говорим: "Нет!" Восстаем, ибо защищаем личную свободу. Ребенок хочет быть самим собой, но он еще очень мал, а взрослые - большие и сильные. Со временем он начинает бояться, потому что знает: всякий раз, когда сделает что-то не так, его накажут.

 

Сила прирученности настолько велика, что в определенный момент человеку уже не нужно, чтобы его кто-то обучал. Чтобы мать, отец, школа или церковь "одомашнивали" нас. Нас так хорошо обучили, что мы уже сами становимся собственными дрессировщиками. Мы - самоприспосабливающиеся животные.

Отныне можем самоадаптироваться к структуре верований, используя все ту же систему наказаний и поощрений. Человек карает себя, когда не следует правилам системы верований, вознаграждает, когда считает себя "хорошим мальчиком" или "хорошей девочкой".

 

Устройство веры похоже на Свод Законов, регулирующих работу нашего рассудка. Вопросы исключены: что записано в Кодексе, то и есть истина. Свод Законов обосновывает и суждения человека, даже если они противоречат его внутренней сущности. В нашем мозге в процессе приручения программируются даже этические нормы, которые напоминают Десять Заповедей. Постепенно эти соглашения попадают в Свод Законов, который управляет нашим сном.

 

Есть нечто в человеческом разуме, что судит всех и вся, включая погоду, собак, котов, - буквально всё. Внутренний Судья пользуется Сводом Законов, чтобы оценивать реальность, то, что мы делаем и чего не делаем, о чем думаем и о чем нет, что чувствуем и чего не чувствуем.

 

Все подчиняется тирании этого Судьи. Всякий раз, когда мы делаем что-то, что идет вразрез с Кодексом, Внутренний Судья говорит, что мы виновны, нас надо наказать, нам должно быть стыдно. Это происходит ежедневно в течение всей нашей жизни.

 

Есть в человеке и еще одна часть, которая постоянно является объектом суда, - Жертва. Она за все в ответе, на нее падает и вина, и позор. Это та часть нас самих, которая говорит: "Бедный я, бедный: я недостаточно хорош, умен, притягателен, я недостоин любви, я бездарный". Компетентный Судья соглашается и говорит: "Да, ты недостаточно хороший".

 

Все эти процессы основаны на системе верований, которые мы не выбирали. Они настолько сильны, что даже годы спустя, когда наши представления меняются и мы пытаемся принимать собственные решения, обнаруживается, что эта система установок все еще управляет нашей жизнью.

 

Все, что против Свода Законов, будет вызывать щекочущее ощущение в вашем солнечном сплетении, и это ощущение - страх. При нарушении положений Кодекса дают о себе знать эмоциональные раны, и вашей реакцией на это является создание эмоциональной отравы.

 

Поскольку содержимое Свода Законов должно быть истинно, всё противное вашей вере вызывает у вас ощущение опасности, уязвимости. Ведь даже если Кодекс ошибается, он все равно порождает чувство защищенности.

 

Поэтому человеку потребуется много мужества, чтобы бросить вызов собственным верованиям. Ведь даже зная о том, что мы их не выбирали, мы осознаем: правда и то, что мы с ними согласились.

 

Влияниесоглашения настолько сильно, что, даже понимая ложность всей его концепции, мы испытываем чувство вины и стыда всякий раз, когда идем против правил.

 

Подобно тому как у правительства есть свод законов, регулирующий Сон Общества, наша система верований - это Свод Законов, управляющий нашим собственным сном. Все эти правила существуют в сознании, мы верим в них, а Внутренний Судья все обосновывает при их помощи. Он выносит решение, и Жертва испытывает чувство вины и несет наказание.

 

Но кто говорит, что в этом сне существует справедливость?

 

Истинная справедливость заставляет расплачиваться только раз за каждую ошибку.

Истинная несправедливость принуждает снова и снова платить за каждый промах.

Сколько же раз мы расплачиваемся за одну ошибку? Тысячи. Человек - единственное животное на земле, которое платит тысячу раз за ту же самую оплошность.

 

Остальные платят за ошибку только единожды. Но не мы. У нас мощная память. Человек оступается, судит, находит себя виновным - и наказывает. Если справедливость существует, то одного раза должно быть достаточно - нет необходимости повторять. Мы же, вспоминая, осуждаем себя, опять оказываемся виновными и корим себя снова, снова и снова.

 

Муж или жена обязательно напомнят об ошибке, чтобы мы еще раз смогли осудить себя, наказать, признать себя виновными. Справедливо ли это?

 

Сколько раз мы заставляем партнера, детей, родителей платить за один и тот же промах? Всякий раз, вспоминая об ошибке, мы снова их обвиняем и передаем всю эмоциональную отраву, которая накопилась в нас от несправедливости, и затем заставляем их снова отвечать за ту же самую оплошность. Справедливо ли это?

 

Судья в нашей голове ошибается, ибо система веры, Свод Законов - ошибочны. Сон построен на ложном законе. Девяносто пять процентов верований, которые люди хранят в своем сознании, - обман; мы страдаем, потому что верим в него.

 

Очевидно, что во сне человечество страдает, живет в страхе, создает эмоциональные драмы. Внешний сон неприятен; это сон о насилии, страхе, войне, несправедливости. Сновидения у людей разные, но в глобальном смысле - это сплошной кошмар.

 

Одного взгляда на человеческое общество достаточно, чтобы понять, насколько трудно в нем жить, когда оно управляется страхом. Во всем мире мы видим людское страдание, гнев, месть, наркозависимость, насилие, повсеместную несправедливость. В разных странах мира это проявляется по-разному, но везде внешним сном управляет страх.

 

Если мы сравним Сон человеческого общества с описаниями преисподней, которые есть во всех религиях мира, то увидим, что они тождественны.

 

Религии говорят, что ад - это место наказания, страха, боли, страдания, место, где вас пожирает огонь. Его пламя порождается эмоциями, идущими от страха. Всякий раз, когда мы ощущаем гнев, ревность, зависть, ненависть, то чувствуем, как в нас горит огонь.