Содержание, задачи и формы бюджетного контроля
Бюджетный контроль - совокупность мероприятий, проводимых государственными органами по проверке законности, целесообразности и эффективности действий в образовании, распределении и использовании денежных фондов РБ.
Задачи бюджетного контроля:
• обеспечение правильности составления и исполнения бюджета;
• соблюдение налогового и бюджетного законодательства;
• контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности;
• проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств;
• пресечение незаконных действий по предоставлению налоговых льгот, бюджетных трансфертов отдельным категориям плательщиков или регионам;
• проведение профилактической работы с целью повышения бюджетно-финансовой дисциплины и др.
Органами бюджетного контроля выступают Комитет гос.контроля, Министерство финансов, Парламент, Президент РБ, Совет Министров, местные исполнительные и распорядительные органы и др.
Выделяют три формы бюджетного контроля: предварительный, текущий и последующий.
Предварительный бюджетный контроль предшествует расходованию денежных средств и предотвращает нарушение финансовой дисциплины. Он осуществляется при составлении проекта бюджета, проверке смет, выдаче ссуд и перечислении бюджетных средств.
Текущий бюджетный контроль производится во время оформления и совершения финансовых операций, связанных с поступлением и расходованием денежных средств. Эта форма контроля опирается на данные оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения. Основная задача — предотвратить и устранить нарушения в исполнении бюджета по расходам.
При последующем бюджетном контроле проверяются правильность и законность произведенных расходов, сохранность денежных средств и материальных ценностей. Осуществляется этот контроль на основе анализа отчетов и балансов, проверок и ревизий непосредственно в учреждениях. Цель данного контроля — выявить и не допускать в дальнейшем нарушения финансовой дисциплины в деятельности хозяйствующих субъектов.