Характеристика основных этапов бюджетного процесса

1 этапом - составление проекта бюджета на очередной финансовый год.

Составление проекта бюджетов осуществляется с целью определения объема денежных средств, необходимых для выполнения функций государственных органов и органов местного управления и самоуправления. Сначала Министерство финансов доводит до всех заинтересованных инстанций указания о порядке и сроках составления республиканского и местных бюджетов. Собранная информация анализируется. Затемпроводится практическая работа по составлению проекта бюджета. Она начинается с анализа данных об исполнении бюджета за прошедший год и ходе исполнения бюджета в текущем году. В заключении делаются прогнозные оценки поступлений в бюджет. Министерство финансов и местные финансовые органы определяют доходы и расходы бюджетов, причем расходы прогнозируются с учетом прогнозируемых доходов.

2 этап: рассмотрение и утверждение проекта бюджета.

Рассмотренный и одобренный Правительством РБ проект бюджета представляются на рассмотрение Президенту РБ. После одобрения Президентом проект вносится в Палату представителей. После утверждения проекта бюджета обеими Палатами он поступает на подпись к Президенту. Если по истечению определенного срока проект бюджета не возращён в парламент, то он считается подписанным Президентом. Принятый республиканский бюджет оформляется законом. Утверждение нижестоящих бюджетов производится после утверждения соответствующих вышестоящих бюджетов.

3 этаписполнение бюджета.

Основная роль в исполнении бюджета принадлежит:

- МинФину и местным финансовым органам; ГГК; Министерству по налогам и сборам РБ.

МинФин и местные финансовые органы имеют право получать от министерств и ведомств, организаций информацию об осуществлении бюджетно-финансовых операций по формированию и использованию гос финансовых ресурсов. Оно имеет право осуществлять контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных ассигнований. С целью совершенствования управления средствами бюджета и усиления контроля за их целевым использованием, Правительство РБ создало органы государственного казначейства и был осуществлен переходе на казначейскую систему исполнения бюджета.

4 этап – составление, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.

Составлению отчета начинается сразу после завершения бюджетного года. Подготовку отчета об исполнении республиканского бюджета осуществляет МинФин, а местных бюджетов – местные финансовые органы. Распорядители средств республиканского бюджета предоставляют в МинФин сводную бухгалтерскую отчетность. Затем отчет вносится на рассмотрение Правительству РБ, а оно в течение 5 дней направляет проект закона об исполнении бюджета в ГГК. Он проводит его проверку и готовит заключение, используя материалы и результаты проведенных проверок, а затем вносит его на рассмотрение Президенту. Затем Президент вносит в Палату представителей проект закона об утверждении отчета об исполнении не позднее пяти месяцев со дня окончания отчетного финансового года.