Тема 10. Международная встречная торговля

Понятие и значение встречной торговли. Товарообменные и компенсационные сделки на безвалютной основе. Цели, достоинства и недостатки таких сделок. Понятие и содержание бартерных сделок. Сделки с прямой компенсацией. Компенсационные сделки на коммерческой основе. Краткосрочные компенсационные сделки. Встречные и авансовые закупки. Разновидности сделок встречной закупки: параллельная сделка, сделки типа «офсет» и «свитч».

Сущность промышленных компенсационных сделок. Особенности сделок типа «buy-back», «о разделе продукции», «развитие – импорт». Оговорка о цессии.

 

Тема 11. Коммерческие операции во внешнеторговой деятельности

Понятие биржевого товара, его основные качества. Понятие международной товарной биржи, ее организационные формы. Основные виды биржевых сделок. Организация и порядок осуществления сделок на наличный товар. Форвардные сделки. Срочные (фьючерсные) сделки, их отличия от товарных форвардов. Сделки с опционами. Факторы, определяющие временную стоимость опциона. Биржевые операции и их виды. Купля-продажа наличного товара. Хеджевые операции и их техника.

Понятие международных торгов, их функции. Организация торгов. Тендерный комитет, его функции и роль. Виды торгов. Этапы проведения закрытых торгов. Организаторы и участники торгов.

Понятие международного лизинга. Оперативный и финансовый лизинг. Разновидности лизинговых сделок. Международный рынок лизинговых услуг. Преимущества и недостатки лизинга. Взаимоотношения участников лизинговых сделок. Этапы проведения лизинговых сделок.

Понятие и значение интеллектуальной собственности. Объекты интеллектуальной собственности, охраняемые по Белорусскому законодательству. Классификация форм передачи технологий. Лицензии и патенты. Инжиниринг и франшиза. Подготовка и подписание лицензионного договора. Продажи по лицензиям и инжиниринговым услугам.

Сущность и содержание понятия «франчайзинг». Понятие «делового комплекса». Виды международного франчайзинга. Основные условия договора франчайзинга. Преимущества и недостатки франчайзинга.