В теории и практике международных отношений используются различные понятия рынка.

1. Внутренний рынок. Сфера экономического общения, когда все произведенное для продажи реализуется внутри страны.

2. Национальный рынок. Рынок страны, часть которого связана с международной торговли или международным обменом (экспортом/импортом)

3. Международный рынок – часть национальных рынков, которая непосредственно связана с зарубежными рынками и ориентирована на иностранных покупателей и продавцов.

4. Мировой рынок – понятие, объединяющее рынки всех стран.

Основными чертами мирового рынка является:

1. Рыночные отношения.

2. Межгосударственное перемещение. (Перемещение товаров, услуг, рабочий силы, капитал под воздействием спроса и предложения).

3. Выступает в качестве фильтра выбраковывающего из меж государственного обмена те или иные товары, не соответствующие международным стандартам качества и не выдерживающих конкуренцию.

 

В международной торговле в соответствии с принятой ООН классификацией различают торгуемые и не торгуемые товары.

Конъюнктура мирового рынка

Под конъюнктурой в широком смысле понимается ситуация на данном рынке в определенный момент времени, складывающая под воздействием целого ряда факторов.

текущая
долгосрочная
среднесрочная
Конъюнктура

 


Отдельные товары.
Общеэкономическая. Положение страны на мировом рынке.
Отдельные сегменты и отрасли

 

 

Конъюнктура постоянно видоизменяется под воздействием различных факторов:

· постоянные (воздействие фирм монополистов).

· переменные (циклические) – сезонность товаров, обновление товаров.

· нециклические (влияние научно - технического прогресса).

Гистерезис – ситуация, когда текущие и временные колебания конъюнктуры приводят к долгосрочным негативным изменениям на рынке.

Методы прогнозирования изменения конъюнктуры мирового рынка:

· экстраполяцияпредположение, что тенденция данного периода сохраниться и в будущем, без резких скачков и колебаний.

· экспертные оценки основаны на прогнозах наиболее авторитетных ученых.

· экономико – математический.Экономико – математическое моделирование с использованием компьютерных технологий.