III. Не тарифные методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Существует ряд способом классификации не тарифных мер разработанных в рамках ГАТТ/ВТО:
1.Финансовые способы ограничения, заложенные в механизме платежей в виде прямых и косвенных сборов, покрывающих государственные затраты, связанные с решением, организационно-экономических проблем, за счет иностранных поставщиков:
1) Скользящие сборы – это дополнительные платежи, предназначенные для выравнивания мировых рыночных цен для сближения их с внутренними ценами.
Пограничный налоговый режим предполагает взимание сборов в момент перемещения внешнеторговых грузов, через таможенную границу и таможенного оформления
2) Внутреннее (уравнительное) налоги и сборы - эквивалентны косвенным налогам и сборам (НДС и акцизы), взимаются на внутреннем рынке страны импортеров. Их целью является создание одинакового налогового режима, для одних и тех же аналогичных товаров иностранного и национального производства, а так же поддержания определенного уровня цен на внутреннем рынке.
3) Дополнительные сборы – это сборы взимаемые с импортируемых товаров сверх таможенных пошлин и налогов, не имеющих внутреннего аналога и предназначенная для финансирования определенных видов деятельности, связанных с внешней торговлей (налог на переводы иностранной валюты за рубеж, гербовый сбор и т.п.).
4) Импортный депозиты – это требования предварительной оплаты стоимости импорта и уплаты импортных налогов в форме открытия предварительных импортных депозитов, уплаты наличных средств, предварительной уплаты таможенных пошлин и т.д.
2.Экспортная субсидия или субсидия на производство:
1) Экспортная субсидия – это дотация производителю или продавцу экспортного товара, возмещающая часть издержек производства или обращения с целью повышения конкурентоспособности товара на внутреннем рынке.
2) Внутренняя субсидия – это прямое бюджетное финансирование производств внутри страны товаров.
3) Государственные закупки – государство и предприятие покупают определенные виды товаров, только у национальных фирм, даже если эти товары будут дороже импортных.
3.Количественное ограничение экспорта и импорта:
1) Квотирование – мера оперативного регулирования внешне экономических связей государства, накладывающие количественные и стоимостные ограничения на ввоз или вывоз товара в страну.
2) Контингентирование – государственного регулирование внешней торговли с помощью установления централизованного экспортного контроля над ввозом или вывозом товаров, в пределах конкретных квот, в течении определенного периода времени. Торговля товарами в пределах установленных контингентов осуществляется по лицензиям.
3) Лицензирование импорта – регулирование компетентными государственными органами вывоза товаров из страны, путем выдачи специальных разрешений (лицензий) по заявлениям заинтересованных лиц.
4) Добровольное ограничение экспорта
5) Требование содержание местным компонентов – метод торговой политики государства, законодательно ограничивающий долю конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначен для продажи на внутреннем рынке.
4.Технические стандарты и требования к импортируемой продукции, связанной со здравоохранением, нормами и обеспечением техники безопасности (включая промышленные стандарты, требования к упаковке и маркировке товаров и санитарно-ветеринарные нормы).
5.Таможенные и административные импортные формальности – законодательно предусмотренные обязательны е требования без выполнения которых транспортные средства товары и иные предметы не могут быть пропущены через таможенную границу. Таможенные формальности включают:
1) досмотр товара и иных предметов
2) осмотр транспортных средств,
3) проверку и оформление документов
4) определение страны происхождения товара
5) исчисление и взимание таможенных пошлин и сборов