Групповая работа (по 4 человека). Прием объединения в блоки.
Задание:Обсудите в группе данные словосочетания. Вставьте орфограммы. Запишите словосочетания, объединив их в блоки. Время на выполнение – 3 минуты.
Ч…тать книгу, сле…ка прик…снуться, предл…жить помощь, к…сательная линия, тв…рящий художник, с…деть прямо, слушать вн…мательно, выб…рать подарок, обж…гающий жар.
Проверка.
- Сколько блоков вы получили? По каким признакам можно было объединить словосочетания?
(Учащиеся, объясняя орфограммы, озвучивают свои предложения:
по главному слову: 1) читать книгу, слегка прикоснуться, предложить
помощь, сидеть прямо, слушать внимательно,
выбирать подарок;
2) касательная линия, творящий художник, обжигающий
жар.
по зависимому слову: 1) читать книгу, предложить помощь, выбирать
подарок;
2) касательная линия, творящий художник,
обжигающий жар;
3) слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать
внимательно)
- Как вы думаете, над каким вариантом объединения в блоки мы будем работать? Какой вариант нам менее знаком?
(Объединение по первому варианту уже знакомо: на прошлом уроке знакомились с типами словосочетаний по главному слову. В первом варианте в первом блоке – глагольные словосочетания, во втором – именные.
Объединение по зависимому слову незнакомо.)
- Словосочетания в блоках второго варианта – объект нашего изучения.
(На доску выписываются блоки словосочетаний, объединенные по зависимому слову (3 блока).)
- Внимательно посмотрите на группы. На какие вопросы будем искать ответы? Сформулируем вопросы и запишем их в колонку «Хочу знать».
Знаю | Хочу знать | Узнал |
1. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически. 2. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого. 3. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные. 4. Связь в словосочетании – подчинительная. | 1. Как называется связь с зависимым словом – существительным? 2. Как называется связь с зависимым словом – прилагательным? 3. Как называется связь с зависимым словом – наречием? |
III. Стадия осмысления.
Парная работа с таблицей «Знаю – хочу знать — узнал».
- Для того чтобы найти ответы на поставленные вопросы, внимательно прочитайте параграф 7 (стр.36 — 37). Запишите ответы в колонку «Узнал», обсуждая узнанное в паре. Время на выполнение – 4 минуты.