Комплекс упражнений

В соответствии с указаниями самого Брюса Ли, каждое утро, прежде чем встать с кровати, ученику надлежит выполнить следующий комплекс упражнений на статическое сжатие.

1. Потягивание всем телом. Выполните 5 потягиваний: вытяните ноги в одном направлении как можно дальше, в противоположном направлении вытяните как можно дальше руки. Оставайтесь в этом состоянии 3 секунды, затем расслабьтесь на 2 секунды. Общее время упражнения 25 секунд.

2. Выгибание спины. Выполните 5 выгибаний: согните ноги таким образом, чтобы бедра соприкасались с икрами, затем медленно выталкивайте бедра по направлению к потолку, одновременно выгибая ягодичные мышцы и мягко отталкиваясь ногами. Оставайтесь в выгнутом состоянии в течение 3 секунд, затем расслабьтесь на 2 секунды. Общее время упражнения 25 секунд.

3. Напряжение ног. Выполните 12 напряжений: медленно вытяните ноги как можно дальше, затем напрягите мышцы бедер. Оставайтесь в полностью сжатом состоянии в течение 3 секунд, затем расслабьтесь на 2 секунды. Общее время 60 секунд.

4. Напряжение брюшных мышц. Выполните 10 упражнений на напряжение брюшных мышц: сознательно полностью сократите брюшные мышцы, как будто вы собираетесь (извините, пожалуйста, за сравнение) опорожнить кишечник. Оставайтесь в этом состоянии максимального напряжения 3 секунды, затем расслабьтесь на 2 секунды. Общее время 50 секунд.

Брюс Ли придавал исключительное значение брюшной области, считая, что это самая важная зона с точки зрения поддержания здоровья и спортивной формы. В интервью одной из газет в начале 60-х годов Ли так объяснил свою точку зрения: «Моя сила исходит из брюшной области. Там находится центр тяжести и источник настоящей силы».

В этой части комплекса Ли рекомендовал ученикам «постепенно свернуть упражнения» с помощью еще двух упражнений на мышцы живота, выполняемых обычным способом (то есть не через статическое сжатие):

5. Наклоны сидя, касаясь пальцев ног. Выполните следующие 5 упражнений. Лягте на спину на матрасе, ноги полностью вытянуты вперед, руки тоже вытянуты за головой. Медленно поднимите торс и постарайтесь коснуться пальцами рук носков. Задержитесь ненадолго в этом положении, затем вернитесь в исходное положение. Общее время 10 секунд.

6. Поднимание согнутых ног. Выполните 5 упражнений. Лягте на спину на матрасе, руки вытяните за головой. Медленно согните ноги и подтяните их к груди. Как только вы максимально подтянули их, задержитесь ненадолго. Вернитесь в исходную позицию. Общее время 10 секунд.

Упражнения закончены. Общее время — 3 минуты.

Нужно, однако, понимать, что этот комплекс не сделает вас таким же худощавым, мускулистым и сильным, каким был Брюс Ли. У Ли были особые упражнения (и много), которые он включал в свои регулярные тренировки, чтобы достичь определенных результатов в улучшении спортивной формы, которая была ему необходима как мастеру боевых искусств. Упражнения, которые я перечислил, рекомендованы Брюсом Ли просто как эффективный метод освобождения организма от стресса и одновременно исключительного улучшения здоровья в целом и благотворного воздействия на ум и дух.


Часть III
Воин внутри нас


Глава 11
Джит Кун До — Квантовая перспектива

С точки зрения даосизма, настоящий генезис сотворения мира был органическим процессом. Сначала было Ву-ч’и (пустота, или небытие), и из пустоты развились два энергетических процесса — инь и ян. Взаимодействие инь и ян породило энергию ци, которая, пульсируя на различных частотах, стала той энергией, которая сформировала Вселенную и, отсюда, стала необходимым условием всего сотворения мира — камней, растений, Солнечной системы и всех сторон жизнедеятельности человека, начиная от мускульной деятельности и ДНК и кончая мышлением и духовным осознанием.

Именно в царстве духа силе ци предстояло проявиться наиболее ярко в Брюсе Ли. Хотя он был известен как воин в бойцовом, физическом смысле слова, те, кто хорошо знали его, утверждают, что его истинная сила заключалась в его личности. Действительно, воином души Ли была та неукротимая энергия, которая направляла каждое его действие, и Ли полностью сознавал ее значение, что побудило его в сентябре 1962 г. в письме к старому другу из Гонконга охарактеризовать ее жизненную необходимость:

Я чувствую, что во мне есть эта огромная созидательная духовная сила. Она больше, чем вера, больше, чем честолюбие, больше, чем уверенность, больше, чем решимость, больше, чем. предвидение. Эта сила — все они вместе… Не знаю, есть ли в этом божественность или нет, но я чувствую внутри себя эту великую силу, эту нетронутую мощь, это динамическое Нечто. Чувство не поддается описанию, и нет такого переживания, с которым оно могло бы сравниться. Оно скорее сродни сильным эмоциям, смешанным с верой, но во много раз больше.

Этот «воин внутри нас», которого включил в себя Ли, дал ему абсолютную и полную уверенность в возможности достигнуть всего, чего захочет его разум.

Когда бросаешь камешек в воду, круги от него распространяются по всему водоему. Именно это происходит, когда я оформляю свои идеи в конкретный план действия. Вот сейчас я проецирую свои мысли в будущее. Я могу видеть вперед. Я мечтаю (помните, что практические мечтатели никогда не перестают мечтать)… Меня нелегко разубедить, я с удовольствием вижу, как преодолеваю препятствия, побеждаю неудачи, достигаю «недостижимых» целей.

И как только Ли соединился со своим истинным «я», он никогда больше не колебался в своей убежденности сохранять и поддерживать эту связь и позволить ей проявляться когда только возможно, или через посредство фильма, или во взаимоотношениях с друзьями и семьей, или в практике боевых искусств, которые он называл «искусством выражения человеческого тела». Здесь необходимо признать, что джит кун до, или «путь преграждающего кулака», состоит как из боевого искусства, то есть чисто физической дисциплины и разнообразных боевых техник в качестве ядра, так и из философии, которая одновременно лежит в его основе и связывает практикующего с высшим духовным осознанием.

Демонстрация главного положения джит кун до — реагирования в тот самый момент, как противник приоткроет себя. Брюс Ли (справа) выполняет «хук кик» в голову корейского представителя Хэпкидо Вон Ин Сика во время сцены из третьего фильма Ли на китайском языке «Путь Дракона» (в Северной Америке он называется «Возвращение Дракона»)

Поскольку в задачи этой книги не входит освещение технических приемов рукопашного боя в той степени, которая требуется для достаточно полного изложения вопроса, то я предпочел бы в этой главе остановиться поподробнее на философском аспекте джит кун до, как он видится в контексте принципов даосизма.

Согласимся, что Брюс Ли был человеком целостным (речь идет о теле, уме и духе). Согласимся далее, что, поскольку он был учителем, сифу, он стре-мился культивировать в своих учениках понимание этих составных частей личности. Он не хотел, чтобы люди воспринимали его учение как просто еще один стиль в боевых искусствах, потому что приклеить к такому личному процессу саморазвития ярлык «стиль» означало ограничить этот процесс, что затруднило бы индивидуальный рост в каком-либо значимом смысле.

Фактически различные стили боевых искусств могут, если посмотреть на них в определенном контексте, рассматриваться как формы практического расизма, так как в большинстве стилей их искусство — и страна происхождения — утверждается как лучшее из всех. Аргументация этого факта не выходит за пределы логического круга: японское каратэ лучшее из всех, потому что оно японское, корейское таэквондо лучшее, потому что оно корейское, кали и силат лучшие, потому что они филиппинские.

Можете быть уверены, что вы услышите от пропагандистов каждого стиля и другие доводы в защиту этого стиля как самого лучшего, например: «Таэквондо действительно делает упор на работе ног, потому что, в конечном счете, ноги — это самое длинное оружие человеческого тела, и поэтому на него следует делать упор, чтобы улучшить шансы борца ударить первым и не пострадать от встречного удара». Или: «Джиу джитсу — самая лучшая борьба, потому что 90 процентов сражений заканчивается на земле». Но если продолжать настаивать на объяснении причин предпочтения того или иного стиля, их защитники обязательно вернутся к вопросу расы и(или) традиции — лучшее, потому что бразильское, китайское, американское, японское, индонезийское или корейское. Однако если охватить взглядом всю картину целиком, то можно быстро понять, что все эти доводы на самом деле не слишком вески, так как представляют собой неубедительные попытки оправдать близорукость, и Брюс Ли прекрасно это понимал.

Формулируя собственное мировоззрение, Ли не рассматривал каждый стиль по отдельности, скорее, он воспринимал их во всей целостности, отыскивая общий знаменатель, который соединял бы все самые лучшие компоненты каждого из стилей — во многом так же, как в его метафизической системе соединялись все расы. Общая нить принадлежности к человеческому роду соединяла различные расы, а общие нити физики и физиологии, с кинезиологической точки зрения, соединяли отдельные образцы боевых техник, разработанных в этих различных регионах планеты. Блестящий и точный ответ Ли на вопрос, какой стиль является наиболее эффективным, прозвучал в его интервью Радио Гонконга в 1971 г., когда Ли сказал британскому диктору Теду Томасу:

Мой ответ на этот вопрос следующий: не существует такой вещи, как эффективный сегмент целостности. Этим я хочу сказать, что не верю в слово «стиль». Почему? Потому что, если только не существует человеческих существ с тремя руками и четырьмя ногами, если не существует другого вида людей на Земле, которые по своему строению отличаются от нас, не может быть никакого другого стиля борьбы. Почему так? Потому что у нас только две руки и две ноги. Важный вопрос: как мы можем употреблять их с максимальной пользой?.. Люди разделены между собой из-за того, что существуют разные стили. Они не объединяются, потому что стиль стал законом. Первый создатель стиля начал с предположения, но теперь стиль стал библейской истиной, и те, кто принимают его, становятся его продуктом. Не важно, как ты живешь, кто ты, как сложен, как создан или как ты сделан… все это не имеет никакого значения. Ты просто принимаешь и становишься продуктом. Что до меня, то я считаю, что это неправильно.

На доводы, приведенные представителями различных стилей в защиту изоляционизма, Ли ответил бы, что все они просто эффективные сегменты гораздо большей совокупности видов рукопашного боя. В то время как Ли мог согласиться, что кикинг действительно использует самое длинное оружие тела и что, если кто-то решит ударить вас кулаком, ваша нога первая может ударить его, будучи самым длинным оружием, он также указал бы, что существует целый букет разнообразных вариантов сражения, в которых такая сегментированная точка зрения не подойдет. Были бы уместны следующие возражения. Что, если вас схватили за ноги, прежде чем вы успели сделать кик? Что, если вас ранили в ногу? Если вы не попали в цель? Вполне очевидно, что в любом из этих вариантов кикер лишается своего преимущества и остается без средств самозащиты.

Тот, кто специализируется на схватке или на борьбе на земле, с большим восторгом приведет вышеупомянутые примеры своим друзьям, которые специализируются на искусстве кикинга. Борцы, однако, также повинны в близорукости, как все остальные. Возьмем утверждение о том, что «90 процентов уличных боев заканчиваются на земле». Очень интересное заявление в свете того факта, что все 100 процентов уличных боев начинаются в стоячем положении — и что тогда делать, если вы окажетесь в неудачной для вас стойке против того, кто входит в эти «редкие» 10 процентов, атакуя всегда в вертикальном положении? Или, если вы, например, чудесно сражаетесь, лежа на земле, а в это время неожиданно появятся трое приятелей вашего противника? Что тогда? Это опять все тот же вариант «всех яиц в одной корзине».

В то время как Ли прекрасно владел всеми видами кикинга, такими, как летящий боковой кик, запечатленный на этой фотографии, он также хорошо понимал, что даже величайшим кикерам необходимо разнообразить свой арсенал достаточным набором приемов техники ручной борьбы и схватки, с тем чтобы стать совершенными мастерами боевых искусств

Совет Брюса Ли этим мастерам боевых искусств был намного более философским: будьте хорошо уравновешены и смотрите шире — не с позиций одного стиля. Тогда вы найдете ответ на ваши вопросы. «Когда речь идет о других стилях или школах, не размышляйте о том, кто прав или не прав или, соответственно, кто лучше. Не будьте за или против. Ибо в весеннем пейзаже нет чего-то лучше или хуже. Цветущие ветки дерева растут естественно, одни из них длиннее, другие короче».

Ли считал, что ни один подход не содержит в себе все ответы. Хотя в определенных стилях могут существовать ценные для определенных индивидуумов методы, это не означает, что эти методы универсальны и могут применяться ко всем индивидуумам, и не во всех видах единоборств они действуют — существует большая «совокупность», на которую ссылался Ли.

«Проблема в том, что обстоятельства должны диктовать нам, что делать, — замечал Ли. — Однако слишком многие смотрят на то, «что есть», с позиции того, «что должно быть».

Если говорить о вещах, не связанных с единоборствами, всегда старайтесь смотреть шире, с чем бы вам ни пришлось иметь дело. И имейте в виду, что ни одна система, ни один лидер или мудрец, скорее всего, не имеет всех ответов на все ваши вопросы. Помните, на чем основывается принцип инь — ян: никогда не доходить до крайностей; оставаясь нейтральным, вы овладеваете всеми аспектами целостности природы. Ли уподоблял пристрастие своих современников к боевым искусствам стародавней проблеме цзе — попытке навязать людям правила или ограничения, которые не являются естественными. Чтобы соединиться с Дао, человек должен находиться в согласии с ву-цзе через несостязательную природу ву-вей. С этой целью Ли составил замечательный философский трактат под названием «Три стадии развития».