XII. Проблемы биоэтики.

Как отличить психологические заболевания от бесноватости? Священнику очень важно не смешивать эти две области. В первую очередь обратившегося нужно направить к психиатру.

Были случаи, когда святые подвергались одержимости. Святые отцы оценивали это не как следствие тяжелых грехов, а как одну из болезней, посылаемых Промыслом Божиим и служащий ему для исцеления. Свв. Отцы разделяют одержимость на две категории:

1. Внешняя одержимость тела.

2. Одержимость духа, порабощенность страстям. Эта одержимость ужасна.

Внешняя одержимость по наблюдению святых отцов является одной из наиболее легких средств для спасения. Но для исцеления от одержимости других, врачу необходимо прежде исцелиться самому.

Важен вопрос, связанный с заговорами, магией, экстрасенсорикой. Нельзя отрицать факт присутствия в подобных явлениях сил бесовских. Защита от этих воздействий возможна в силу духовной защищенности человека. Их воздействие на человека обуславливается тем, что:

Человек верит в их силу воздействия.

Человек живет вне Евангелия, со страстями и поэтому Христос не может защитить его. (Киприан и Иустиния – пример бессилия злых сил на душу христианина).

Слово биоэтика состоит из 2-х слов:

«био» – жизнь, «этос» – народ (по Гераклиту «этос», это место обитания близ Бога).

Все в мире стареет, стареет и человечество в целом. Все движется к саморазрушению. Раньше был естественный отбор: сильные выживали, а слабые погибали. Сейчас же медицина внедрилась в естественный процесс и все, даже самые слабые, стали выживать. Из-за этого процесс к самовымиранию ускорился.

Фрейд считал, что этика возникла как защита человека от мощи природы. Биоэтика же есть защита природы человека от мощи прогресса. Таким образом биоэтика занимается вопросами сохранения жизни.

1) Концепция рассматривает жизнь человека от пренотального его периода до его смерти. Биоэтика стремиться покорить природу, стремится сама стать Богом. Она развивается так быстро, что опережает осмысление себя человеческим умом.

2) Отношение к абортам.

С самого начала Церковь рассматривает намеренное прерывание беременности как убийство. Златоуст, делающих аборт, называл «худшими, нежели убийцы». Во 2-ом и 8-ом правилах свт. Василия Великого и в 91 правиле VI Вселенского собора говорится: «Умышленно убившая зачатый в утробе плод, подлежит осуждению смертоубийства». Сейчас это явление оправдывается многими СМИ, с детства внушают, что здесь ничего особенного нет. Человек утрачивает чувство заботы о потомстве. Евангелие сообщает о причине этой утраты: «Из-за умножения беззаконий во многих охладеет любовь». Утрата этого чувства возможна в силу бессовестной жизни. Это приводит к отмиранию, полному опустошению души.

Человек, делая аборт, совершает преступление, т. е. преступает закон своей жизни. Но истоки всего этого в помыслах.

Концепция заявляет, что Православная Церковь ни в коем случае не дает благословение на аборт. В случаях, когда прерывание беременности необходимо для сохранения жизни матери, не отлучаются эти женщины от Евхаристического общения, но в связи с тем, что вызвало это явление, налагает ответственность.

Ответственность за убийство не рожденного ребенка несет и отец, если аборт совершен с его согласия. Ответственность несет и врач. Церковь призывает государство предоставить медикам право руководствоваться своей совестью в своей деятельности, связанной с материнством.

3) Контрацепция. Некоторые средства обладают обортивными свойствами, а другие не прерывают жизни плода, поэтому не являются уравненными с абортивными средствами. Однако воздержание от детей из эгоистических соображений является грехом. Ап. Павел предписывает супружеское воздержание только по взаимному согласию и для упражнения в посте и молитве. Если сводить брак только к одному деторождению, то весь брак и сама жизнь сводятся на уровень животной жизни. Нельзя уклоняться друг от друга без взаимного согласия.

3) Медицинская помощь от бесплодия. Допустимо только оплодотворение клетками мужа. В противном случае брак нарушается вторжением третьего лица. Если муж и жена не способны иметь детей, и технологии, допустимые Церковью, им не помогают, то они должны смириться со своим бесплодием. Им предоставляется возможность усыновления.

Т. н. суррогатное материнство признается Церковью аморальным и не допустимым. Свщ. Писание подчеркивает фактор единения матери и ребенка, когда женщина в страданиях рождает дитя, но затем на смену страданиям ей приходит великая радость.

Недопустимо экстрокорпоральное зачатие, т. е. зачатие вне тела. Это признается одной из форм богоборчества.

5) Наследственные заболевания и генная терапия. Генная терапия может осуществляться только с согласия пациента или его законных представителей и только с медицинского заключения. Но Церковь не допускает вмешательство генной терапии с целью изменения качеств и свойств человека.

Кардинал Рацингер, глава конгрегации по вероучительным вопросам, сказал, что еще в XIIIв. иудеи каббалисты заявили о возможности искусственного создания человека с помощью магии. Мерри Шелли (XIXв.) написала роман о способности вырастить человека без жены. У этого человека нет рассудка, у него одна какая-либо определенная цель, у него нет чувства.

Генетический паспорт – выявление склонности человека к каким либо заболеваниям. Человека с плохими показаниями паспорта, а его могут дать с младенчества, нигде не возьмут на работу. Он оказывается обреченным.

Пренотальная диагностика. Допустима, если направлена на подготовку родителей к родам или на исцеление на ранних этапах, и на приготовление их к особому воспитанию ребенка. Но эта диагностика может оказать и отрицат-й элемент в желании у родителей избавиться от ребенка.

6) Клонирование. Этот замысел является несомненным вызовом самой природе человека, заложенному в нем образу Божию. «Тиражирование» людей с заданными параметрами может представляться желательным лишь для приверженцев тоталитарных идеологий.

Клонирование изолированных клеток и тканей организма (почек, печени, … ) не является посягательством на достоинство личности и в ряде случаев оказывается полезным в биологической и медицинской практике. (Но есть опасность от рождения искусственным способом органов человека желание родить искусственным способом всего человека.)

7) Трансплантологиянаука о пересадке органов и тканей. Сейчас идет коммерциолизация трансплантационной деятельности, похищаются люди, дети, один человек становится средством для жизни другого. Органы не являются предметом купли продажи. Церковь признает только добровольное, прижизненное согласие человека на эксплантацию – изъятие его органов и тканей.

Недопустима фетальная терапия – изъятие тканей зародышей для изготовления медицинских препаратов.

8) Констатация момента смерти. Ранее критерием смерти считалась остановка дыхания и кровообращения. Но современные средства позволяют поддерживать существование жизни. Смертью считается прекращение деятельности организма как единого целого. Продление жизни искусственными средствами, при котором фактически действуют лишь отдельные органы, при отключении сизнания, не может рассматриваться как обязательная и во всех случаях желательная задача медицины. Оттягивание смертного часа порой только продлевает мучения больного, лишая человека права на достойную, «непостыдную и мирную» кончину.

Об эвтаназиинамеренное умервшление больных, в том числе и по их желанию. Церковь говорит определенно – она не может признать нравственно – допустимым легализацию эвтаназии, которая является формой убийства или самоубийства. (Но другое дело на войне, где могут быть исключения.)

9) Сексуальные меньшинства. Они появляются от пресыщения жизнью (99,9%). Ничтожный процент людей рождается с гомосексуальной наклонностью. Церковь решительно противостоит попыткам представить греховную тенденцию за норму и призывает к терпению.

Транссексуализм «смена пола». Концепция рассматривает это как бунт против Творца. Если перемена пола совершена до Крещения, то таинство возможно, но как над полом, в котором человек был рожден. Такое лицо не может быть рукоположено или допущено к Церковному браку.