IX.Преступность, наказание, исправление.

Истоки преступности видят в социальных условиях, но это не главная причина. Христианство все неустройства видит в человеке, а не во внешних причинах. (Преступниками становятся не только из бедных семей, но и из богатых.) Истоком преступности христианство считает духовно – нравственное разложение человека. Духовная болезнь души является источником преступности в мире.

Есть 2-а пути борьбы с преступностью:

а) Христианский – когда человек обратится к голосу своей совести. Это путь свободы личности и ее исправления. Наказание же Церковь понимает не как месть, а как средство для внутреннего очищения согрешившего.

б) Антихристианский – когда человек не сможет совершить преступления, т. к. будет связан по рукам и ногам. Это путь деспотии и рабства.

Двойственно освещен вопрос о смертной казни. В Ветхом Завете казнь была установлена. Вопрос об отмене смертной казни не затронут ни в Новом Завете, ни в Свящ. Предании. Но в наше время отмена смертной казни открывает поле для пастырской деятельности и дает возможность для духовного исправления осужденного. Казнь пожизненного заключения не дает должного воспитательного значения.

Психологи сделали вывод, что когда человек оказывается пред лицом своей смерти, с ним происходят изменения. Смертный приговор дает человеку осмыслить смысл своей жизни, у него может зародиться покаяние «метания (греч.). Человек, приговоренный к пожизненному заключению, стремится освободиться, сбежать, он живет надеждой оказаться на свободе, на это направлены все силы его души. Такой человек не задумывается о смысле жизни. Ни Ветхий Завет, ни Новый Завет, ни Свящ. Предание не дают оснований для отмены смертной казни. (Точка зрения А. И. Осипова). В вопросе о смертной казни собору не удалось прийти к единому мнению.