II. Цель занятия
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КАФЕДРА ПЕДИАТРИИ
Утверждена на заседании кафедры педиатрии протокол № 9 от «29» августа 2011 заведующая кафедрой доцент Зарянкина А.И.. |
Т Е М А: «ХРОНИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА ПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ.
СИНДРОМ МАЛЬАБСОРБЦИИ»
Учебно-методическая разработка
для студентов 4 курса
медико-диагностического факультета
Автор: ассистент Румянцева О.А.
Гомель, 2011
Данная методическая разработка предназначена для самостоятельной работы студентов. В ней представлены: I. Актуальность темы. II. Цель занятия (умение и знание). III. Базисные разделы. IV. Рекомендуемая литература. V. Вопросы для самоподготовки. VI. Графическая структура темы занятия. VII. Схема обследования больного. VIII. Самостоятельная работа студентов. IX. Клинические задачи и тестовый контроль.
I. Актуальность темы.
Проблема хронических расстройств питания (дистрофий) у детей раннего возраста не утратила своего значения до настоящего времени. В современных условиях отмечается возрастание частоты хронических нутритивных расстройств: анемий, гипотрофий, рахита, полигиповитаминозов. Нарушения усвоения питательных веществ тканями организма при дистрофиях приводит к формированию глубоких метаболических расстройств на уровне клетки, что способствует задержке процессов репарации в органах и тканях, способствует формированию хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта. Причинами формирования дистрофии могут быть различные состояния мальдигестации и мальабсорбции, которые требуют индивидуального подхода к назначению диеты и специфической терапии. Современными исследованиями доказано значительное возрастание удельного веса лиц, имеющих проявления полигиповитаминозов, в том числе и у детей раннего возраста, особенно в условиях экологического неблагополучия и пролонгированного воздействия малых доз радиации.
Полиэтиологичность расстройств питания, сложные патогенетические механизмы их развития, нередко создают затруднения в диагностике и лечении этих состояний. В связи с этим для врачей-педиатров важное значение имеет изучение этиологии, патогенеза, клинических проявлений и индивидуального комплекса лечения хронических расстройств питания.
II. Цель занятия
Научить студентов методике обследования детей раннего возраста с гипотрофией, выявлению клинических признаков гипотрофии и определению ее степени по дефициту массы тела; правильной формулировке диагноза, интерпретации лабораторных исследований. На основании полученных данных составить индивидуальную программу лечения (устранение или коррекция причин, вызвавших дистрофию, диетотерапия, ферменто- и витаминотерапия, нормализация биоценоза кишечника, стимулирующая терапия).
Студенты должны знать:
· особенности обмена веществ у детей раннего возраста;
· темпы нарастания массы тела и длины тела у детей 1-ого года жизни;
· биологическое значение основных ингредиентов пищи (белков, жиров, углеводов);
· биологическое значение и механизм действия основных водо- и жирорастворимых витаминов;
· классификацию хронических расстройств питания;
· клинические признаки гипотрофии;
· этиопатогенез гипотрофии;
· этапы диагностики гипотрофии;
· клинические проявления ферментопатий;
· принципы диспансеризации детей с гипотрофией.
Студенты должны уметь:
· оценить клинические проявления и определить степень гипотрофии по дефициту массы тела;
· проводить дифференциальную диагностику ферментопатий;
· проводить коррекцию питания при гипотрофии;
· составлять меню-раскладку для детей с паратрофией;
· назначить медикаментозную терапию при гипотрофии.