Зарубежный опыт профилактики наркотизма в учебных заведениях

Во многих странах главная роль по распространению идей, которые должны свести к минимуму злоупотребление психотропными веществами отводится неправительственным организациям. Например, в США оно охватывает свыше 3,5 тысяч общественных объединений. При этом самыми распространенными являются образовательные антиалкогольные и антинаркотические программы первичной профилактики. Во всех учебных заведениях Канады, Англии, Франции, Норвегии, Швеции, Бельгии, Голландии, США преподают уроки трезвости и здорового образа жизни. Они доказали свою эффективность в начальных классах и среди молодых правонарушителей. Голландские специалисты считают, что программы, ориентированные только на информацию о негативных последствиях употребления психотропных веществ, оказываются неэффективными. Эффективны же программы, обучающие адаптивному стилю жизни, навыкам общения, критическому мышлению, умению принимать решения и противостоять в ситуациях предложения психотропных веществ.

Американские специалисты отмечают, что людям часто нравятся профилактические программы «моментального действия». Сделай это – и проблема решена. Но подобные программы никогда не работают сколько-нибудь эффективно. Необходимо проводить поэтапные меры. Профилактические программы обязательно должны учитывать возраст и охватывать лиц всех возрастных категорий. Исследователи из Йельского университета в США разработали программу социальной приспособленности. Используя известную в США Программу позитивного развития юношества, они учили подростков 11-14 лет справляться с многообразными социальными задачами и проблемами своего развития. Специально разработанные занятия были посвящены регулированию стрессов, осознанию положительных свойств личности и формированию целей для достижения здорового образа жизни, а также общественным и юридическим последствиям злоупотребления алкоголем и наркотиками. Подростки, прошедшие групповую подготовку, показали улучшенные результаты в самопознании и самоконтроле, у них развилась способность критически мыслить, благодаря которой они смогли оценить пагубность злоупотребления алкоголем и наркотиками.

В университете Чикаго была разработана антинаркотическая программа «Модель с использованием местного лидера». Основным принципом программы является то, что работа ведется путем сотрудничества с неформальным лидером определенной группы, привлечением его на сторону руководителя программы.

Западные специалисты считают, что в качестве мощного фактора противодействия наркотизму выступает религиозность, а также философский взгляд на мир и свое место в нем. Чтобы добиться трезвого образа жизни и сохранить его в последующем, каждый пациент, каждый консультант и каждый врач должны быть философами. Статистические данные говорят о том, что если молодого человека в возрасте от 10 до 21 года удержать от курения, спиртного или наркотиков, то вероятность того, что этот человек окажется в числе наркоманов, почти равна нулю. В США вообще просвещение и профилактика представляют собой стержень национальной программы по борьбе с наркоманией. Среди предпринимаемых в рамках этой стратегии ключевых инициатив, направленных на снижение уровня употребления наркотиков в молодежной среде, можно выделить предупреждение проникновения наркотиков в учебные корпуса. В учебных заведениях создаются возможности для изменения отношения учащихся и родителей к употреблению алкоголя, табака, наркотиков. Увеличивается число сообщений о вреде наркотиков в средствах массовой информации.

Западный опыт предупреждения употребления психоактивных веществ детьми показывает, что школы являются наиболее благоприятным местом реализации большинства программ, поскольку предоставляют наибольшие возможности для максимально полного охвата профилактической работой подрастающего поколения. Школы наиболее открыты для нововведений, обеспечивают постоянство среды для учащихся (в том числе постоянство деятельности и взаимоотношений с персоналом), наилучшим образом ориентированы в проблемах молодежи.

Антинаркотические профилактические программы в школах США рекомендуют учитывать следующие обстоятельства и факторы.

Ø Профилактическая работа наиболее эффективна среди умственно здоровых и хорошо адаптированных к условиям школьного обучения детей.

Ø Программы должны сочетать различные обучающие стили, подходы и методики профилактической работы.

Ø Педагоги-наставники должны пользоваться доверием своих учеников.

Ø Сенсационность сообщений и тактика запугивания малоэффективна в среде учащихся.

Ø Наибольшей эффективностью обладает разносторонняя информация, которую можно анализировать, критически осмыслить.

Ø Эффективность программы зависит от активности участия детей в различных специально моделируемых ситуациях, когда они формулируют свои личные позиции в отношении психоактивных веществ.

Ø Обучение социальной ответственности и осведомленности особенно эффективно для подростков 11-14 лет.

В последнее десятилетие широкое распространение получил поведенческий подход. Одна из форм профилактики в рамках такого подхода представляют собой программу формирования жизненных навыков – ФЖН. Программы ФЖН – это всесторонние современные программы, имеющие широкую методологическую основу. Они позволяют детям сформировать представление о здоровом образе жизни, выработать стремление следовать ему и сопротивляться вредным влияниям, в том числе приобщению к психотропным веществам. Создатели программы ФЖН выделяют восемь ключевых принципов.

1.Всесторонность. В процессе антинаркотического обучения важно использовать разнообразные методы подачи информации, методики тренинга социально-психологических навыков и способы закрепления изученного в поведении. Всесторонность означает ориентацию на целостного человека на протяжении определенного времени. К основным аспектам всесторонности относятся:

ü усвоение знаний. Дети должны приобрести оптимум знаний для того, чтобы самостоятельно критически мыслить и правильно строить поведение;

ü навыки социальной осведомленности. Программы ФЖН обязательно включают в обучение эффективному общению; уверенности в себе; умению управлять своими чувствами; выбору друзей и построению позитивных отношений со сверстниками; укреплению связей с семьей и другими значимыми взрослыми; решению проблем; критическому мышлению; принятию решений; осознанию негативных влияний и давлений со стороны сверстников и сопротивлению им; постановке целей; оказанию помощи окружающим.

ü непрерывность обучения. Эффективность программ положительно коррелирует с широтой их содержания, продолжительностью и последовательностью реализации.

ü взаимоотношения со сверстниками. Одна из задач программ ФЖН состоит в помощи детям в построении позитивных взаимоотношений со сверстниками, обучение умению выбирать друзей.

ü участие в общественной жизни. Участие в общественной жизни способствует эффективности профилактической работы, предоставляя учащимся позитивные ролевые модели.

2.Участие родителей в работе по программе. Залогом успеха программ ФЖН является участие родителей в их осуществлении.

3.Тренинг. Реализация отдельных программ ФЖН невозможна без посещения учителем специальных занятий, проводимых дипломированным наставником по профилактике употребления алкоголя и наркотиков.

4.Сотрудничество. Для реализации многолетней программы всеобъемлющего характера необходимы объединенные усилия школы, специалистов в области профилактики, правоохранительных органов и здравоохранения, представителей правительственных и общественных учреждений, а также частного капитала.

5. Учет уровня культуры. Учителя должны приспособить стиль обучения и конкретные методики к культурным особенностям своих учеников.

6.Оценка эффективности программ ФЖН. Программы, работа их исполнителей и эффективность обучения должны постоянно подвергаться экспертизе. По ее результатам в программы вносятся уточнения и дополнения.

7.Ценности. Утверждаемые программами ФЖН ценности включают следующие виды социально-позитивного поведения: самодисциплину, ответственность, честность, уважительное отношение к людям, выполнение обязанностей в семье, школе, обществе. Кроме того, программы предполагают: центрированный на учащемся подход к обучению; безопасную, никогда ничем не травмирующую учеников безоценочную обстановку; включение родителей в учебный процесс.

8.Связь программы с обществом. Программы ФЖН строятся с таким расчетом, чтобы объединить семью, школу и общество в едином стремлении передать детям навыки эффективного общения там, где они живут, учатся, работают.

В Англии, как и во многих странах мира, работа по профилактике наркотизма у школьников ведется в рамках относительно новой дисциплины «Обучение здоровому образу жизни». Наряду с ней в рамках учебного процесса используются другие модели обучения здоровому образу жизни.

1. Медицинская модель. Она часто именуется профилактической, и является чисто когнитивной, так как полностью построена на простом информировании школьников. Иногда ее называют моделью ЗОП – знание, отношение, поведение. Она предполагает, что если человек информирован об опасности для здоровья определенного стиля поведения, он начнет относиться к такому поведению отрицательно, и будет от него воздерживаться.

2. Образовательная модель. В ней сделан акцент на правдивой информации и выработке у подростка навыка, необходимого для принятия решения. В основу положены несколько стадий принятия решения.

ü Всестороннее рассмотрение широкого спектра альтернативного поведения.

ü Рассмотрение всех целей, которые должны быть достигнуты, и оценка ценностей, связанных с совершаемым выбором.

ü Тщательное взвешивание того, все ли отрицательные последствия, наряду с положительными, известны применительно к каждому образу действий.

ü Активный поиск информации, важной для оценки выбора.

ü Объективная оценка поступающей информации и полученных мнений экспертов, даже если они идут вразрез с тем образом действий, к которым изначально склонялся человек.

ü Повторная оценка положительных и отрицательных последствий всех известных альтернатив, даже тех, которые изначально рассматривались как неприемлемые, прежде чем будет принято окончательное решение.

ü Составление детального плана осуществления избранного курса, учет возможности его изменения в случае реализации нежелательных последствий.

На основании этих поэтапных шагов для подростка были разработаны следующие рекомендации для принятия решения: оценка проблемы, взвешивание альтернатив, обдумывания решения, твердость в осуществлении принятого решения, несмотря на отрицательное мнение окружающих. Данная модель учитывает два основных элемента принятия решения: отношение к поведению и отношение к нормативным представлениям. Иными словами, принимающий решение сначала оценивает, что принесет ему данный образ действий, а потом – что о нем подумают другие люди, если он будет вести себя таким образом. Основной акцент делается на личностных и социальных аспектах, которые, конечно, часто значительнее для индивида, нежели факторы, связанные с возможной будущей болезнью.

3. Радикально-политическая модель. Включает в себя содействие становлению здорового образа жизни, строится на концепции воспитания уверенности в себе. Анализ результативности антиникотиновых программ показывает, что программы, учитывающие социальные аспекты, наиболее эффективно отодвигают сроки начала курения к более позднему возрасту. Этот успех является, несомненно, следствием применения методов, вытекающих из теорий социального научения и уверенности в себе.

4. Модель самоусиления. Она основана на объединении информации, сообщаемой в медицинской модели, с навыками, возникающими в рамках образовательной модели, дающей психологическую поддержку и обучением, поддерживающим здоровый образ жизни.

Австралийская программа первичной профилактики употребления психотропных веществ включает в себя работу с детьми в возрасте 6-8 лет, предназначена для начальной школы и последовательно реализует системный подход к антинаркотическому обучению младших школьников, опираясь на концептуальную модель ФЖН. Условиями обеспечения эффективности антинаркотического обучения – АО по программам ФЖН являются следующие:

ü АО должно начинаться в дошкольном и младшем школьном возрасте, т.е. до того, как будут освоены общепринятые традиции употребления табака и алкоголя;

ü АО не может быть основано только на информировании детей об опасностях, связанных со злоупотреблением психоактивными веществами, и их запугивании;

ü АО должно соответствовать психологическим особенностям возраста обучаемых детей;

ü АО должно строиться исходя из определенных жизненных ценностей (самодисциплина, ответственность, честность, уважение к людям, обязанности по отношению к семье, школе), которые обязательно доводятся до сведения учеников и их родителей;

ü методология АО обучения жизненным навыкам предполагает нацеленный на ученике подход и включение в учебный процесс в качестве партнеров родителей;

ü четкость и реалистичность целей;

ü АО должно предусматривать возможность оценки эффективности внедряемых программ.

Очень важно отметить, что программа первичной профилактики представляет собою поурочную разработку по антинаркотическому обучению младших школьников, включаемую в годовой учебный план начальной школы.

 

 

Диагностика климата наркотизации с помощью анонимного анкетирования

Воспитатель должен уметь диагностировать климат наркотизации в учебном заведении. С этой целью может быть использован простой способ анонимного анкетирования. Методика анкетирования заключается в следующем. Воспитатель раздает учащимся чистые листочки бумаги и просит их помощи в проведении социологического обследования.

Вначале следует сообщить учащимся, что со стороны воспитателя гарантировано соблюдение полной анонимности. Поэтому им ни в коем случае нельзя указывать в анкетах фамилию или имя. Затем проводится инструктаж по самостоятельному составлению и заполнению анкеты. Для этого выполняется следующие простые действия:

ü в правом верхнем углу рисуется кружок, в него вписывается полное число лет;

ü мальчики к этому кружку добавляют стрелку, а девочки – крестик;

ü проводятся две вертикальные линии, разделяющие три колонки;

ü над первой колонкой сверху пишется буква «А»;

ü над второй колонкой – буква «Т»;

ü над третьей колонкой – буква «Н»;

ü кто пробовал только один раз в жизни пиво, вино, шампанское, водку, коньяк или ликёр рисуют в первой колонке один крестик. Те, кто делал это более одного раза, рисуют в первой колонке два крестика. Употребляющие алкоголь часто, всегда, постоянно рисуют три крестика. Кто никогда в жизни не пил алкоголь – ставят прочерк;

ü внизу колонки указывается возраст, в котором впервые произошла проба алкоголя и, если помнится, его конкретный вид;

ü пробовавшие хоть один раз курить табак, ставят в колонке «Т» один крестик. Курившие более одного раза – два крестика. Курящие постоянно, всегда, часто рисуют три крестика. Кто никогда не курил, ставит прочерк;

ü внизу колонки указывается возраст, в котором впервые человек закурил;

ü в колонке «Н» пробовавшие наркотики хотя бы один раз ставят один крестик. Кто употреблял наркотик более одного раза, ставит два крестика. Употребляющие наркотики в настоящее время, ставят три крестика. Никогда не употреблявшие наркотики, ставят прочерк.

ü внизу колонки указывается возраст первой пробы наркотика и его конкретный вид;

ü кто хотел бы отказаться от употребления обозначенных веществ, пишут справа букву «Д».

В зависимости от цели анкетирования первичные данные могут быть обработаны различными способами. Самый простой состоит в подсчете числа крестиков по колонкам и перевод их в проценты от общего числа ответов. В итоге становится наглядной доля учащихся, находящихся на данной стадии наркотизации. Число ответов с прочерками указывает долю учащихся, сохранивших естественную трезвость:

 

Таблица 2

Стадии наркотизации в зависимости от вида и частоты употребления

опьяняющих веществ.

 

Алкоголь Табак Наркотики Стадия наркотизации Диагноз
- - - нулевая трезвость
´ - - начальная информационная зависимость 1-й степени
- ´ -
- - ´
´ ´ - первичная информационная зависимость 2-й степени
´ - ´
´ ´ ´ вторичная информационная зависимость 3-й степени
´´ - - психическая зависимость 1-й степени
- ´´ -
- - ´´
´´ ´´ - предстартовая психическая зависимость 2-й степени
- ´´ ´´
´´ - ´´
´´ ´´ ´ стартовая психическая зависимость 3-й степени
´´´ ´´´ ´ физическая зависимость 1-й степени
´´´ - -
- ´´´ -
´´ ´´ ´´ парение   физическая зависимость 2-й степени
´´´ - ´´
- ´´´ ´´
´´´ ´´´ -
- - ´´´ приземление в наркоманию   физическая зависимость 3-й степени
´´´ - ´´´
- ´´´ ´´´
´´´ ´´´ ´´´

 

Опыт показывает, что такой способ анкетирования и градации наркотизации можно использовать в любом учебном заведении – от общеобразовательной школы до вуза. Для уточнения анализа распространения наркотизма в образовательном учреждении применяется более сложная статистическая обработка данных.