КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НАРКОТИЗМУ

Трезвенническое движение и профилактика наркозависимости за рубежом

Трезвенническое движение возникло впервые, по-видимому, в Англии и Северной Америке, где в 1808 г. были основаны общества трезвости, несколько позже – в 1819 г. – они возникли в Швеции. В конце прошлого века в школах США и Европы было введено антиалкогольное воспитание и обучение. В Швеции, Норвегии и Швейцарии с 1892 г. во всех народных школах и средних учебных заведениях преподаются сведения о вреде алкоголя. В Бельгии, согласно циркуляру министра от 1892 г. учителя были обязаны рассказывать о вреде пьянства, создавать среди учеников общества трезвости и воздерживаться от употребления спиртного сами. Во Франции в конце 19 века была организована комиссия по борьбе с алкоголизмом, которая побудила министерство учебных заведений ввести антиалкогольное преподавание в 5 институтах и всех учительских семинариях, а также оказывать содействие кружкам трезвости учащихся.

Под общим названием «Союз надежды» в Финляндии в 1893 году возникли детские и взрослые трезвеннические организации. До вступления детей в союз, их вначале знакомили в школах с пагубным влиянием алкоголя на человеческий организм и общество. Дети в этом союзе состояли до 15 лет, а затем могли вступить в общества трезвости взрослых. Финским учителям в 1904 г. было предложено на уроках истории, гигиены и других рассматривать вопросы борьбы с употреблением спиртного. Для учителей были организованы специальные антиалкогольные курсы.

Еще до массового введения так называемого «сухого закона» в США в 1919 г. около 16 млн. школьников получили точные знания по алкогольному вопросу. Специалисты считают, что антиалкогольное образование школьников стало одной из причин появления трезвого поколения, которое в немалой степени способствовало существованию этого ограничительного закона до 1932 г.

В 20-е годы ХХ в. активизировалось движение за трезвость в Австрии. В 1900 г. был организован Швейцарский социалистический союз трезвости, в котором активное участие принимали учителя. В 1875 г. в Голландии был создан «Нидерландский союз для воспрещения потребления спиртных напитков», а в 1892 г. в Амстердаме основан клуб учителей для распространения трезвости. В конце 1879 г. был создан «Датский союз трезвости», а в 1891 г. была создана государственная комиссия для изучения спаивания несовершеннолетних.

В настоящее время в развитых странах в профилактике наркозависимости реализуются различные подходы – от снижения риска употребления «тяжелых» наркотиков в Голландии, где использование «легких» наркотиков легализовано, до полного предотвращения использования несовершеннолетними любых наркотических веществ – в США и Австралии. Законодательством Канады предусмотрено двухлетнее тюремное заключение за систематическое пьянство в квартире, где проживает хотя бы один ребенок. Уже в начале ХХ в. Национальная комиссия Канады по вопросам школ подготовила инструкции по антиалкогольной пропаганде в начальной и средней школе. С 1967 г. такая пропаганда стала основным элементом нового предмета «Граждане и гражданственность», введенного в 5-8 классах. В старших классах антиалкогольное просвещение включено в программу по гигиене и биологии и частично в программы ряда других предметов. Объем программы равен 6 учебным часам в год. В настоящее время в ряде европейских стран сложились довольно стройные системы школьных и внешкольных форм и методов профилактики борьбы с наркотизмом и явлениями молодежной социальной патологии. Школами и другими организациями проводятся, в основном, три вида деятельности по предупреждению и борьбе с наркоманией и алкоголизмом:

Ø информационная – для учителей, родителей и всей молодежи;

Ø компенсационно-выравнивающая – для детей и молодежи, предрасположенной к асоциальным действиям;

Ø профилактико-воспитательная – для социально неприспособленной молодежи, употребляющей алкоголь и наркотики.

В Болгарии во многих школах работают клубы трезвенников, которые стали постепенно превращаться в центры пропагандистской и просветительской деятельности. В движении за трезвость участвуют до 65% учащихся страны. В польских школах также создаются клубы трезвости, организуются показы фильмов антинаркотического и антиалкогольного содержания, посещения специальных лечебных заведений, домов для умственно отсталых и больных детей, родители которых страдают наркоманией и алкоголизмом. В Чехии и Словакии кроме клубов трезвости для школьников, существует Академия трезвости для родителей. В двухлетний курс обучения включены лекции по психолого-педагогическим знаниям, существенно дополненные в последнее время проблематикой социальной патологии молодежи.

Во Франции в ряде школ созданы клубы «Жизнь и здоровье», где проводятся антиалкогольные беседы и лекции. Элементы антиалкогольного образования включены в Югославии в программу школьного предмета «Природа и общество» для начальной школы и в программу по биологии в 8-ом классе. Федеральный центр санитарно-гигиенического просвещения ФРГ разработал учебную программу для всех классов, тогда как раньше антиалкогольное просвещение начиналось только с 7 класса. В Италии основные сведения об алкоголе учащиеся получают на уроках санитарии и гигиены. В Греции эти проблемы рассматриваются только в старших классах. В Норвегии до 20% взрослого населения относится к трезвенникам. Здесь для учащихся в возрасте от 10 до 16 лет введено обязательное антиалкогольное образование в курсах биологии, физическом воспитании, социальных науках. С 1967 г. обязательным требованием школьной программы стало антиалкогольное просвещение в школах Швеции.