Высокий уровень насилия

Насилие стало традиционным фоном бытия русских, частью цивилизационной характеристики. Русское общество не выработало механизмов разрешения конфликтов вне насилия. Насилие и несвобода взаимосвязаны. В свободе – грешные, в рабстве – святые. Святые рабы. Святая Русь – земля святых рабов.

Аскетический идеал

Для традиционного русского человека богатство – от дьявола, единственное оправдание богатства – высокий социальный статус. Аскетическое презрение духа к плоти. В понимании русского, общество складывается из бедных (таких, как я) и богатых (они). Общинность формирует уравнительный идеал. Чувство собственности у русских не развито. Богатые люди в фольклоре – глупцы, которых обманывает хитрый и умный бедняк. Положительный герой сказок – обездоленный младший сын, сиротинушка, падчерица, преуспевающие с помощью волшебных сил. Специфическая черта русских в стремлении следовать за Христом в его унижении, страдании. Христос, страдающий за людей, - идеал русских. Евангельский образ Христа – страдальца, бедняка вызвал в XIV–XV вв. “юродство”. Тип юродивого – русского “святого”, его качества: бедность, простота, унижение, страдание, жертвенность. Русский человек готов к жертве во благо страны, родины, государства. “Подвиг”= “подвижник”. Труд на земле для русского всегда был подвигом.

Экстенсивный характер развития русского общества и государства

Природно-климатические, культурно-исторические и прочие особенности России требовали привлечения больших ресурсов (территориальных, человеческих) для достижения результата. Вечное движение русских отмечал В.О.Ключевский, определявший Россию как страну, “которая колонизуется”. На всех этапах развития государства люди часто снимались с насиженных мест. Ощущение безграничности пространства, своей вечной неприкаянности характеризовало русского человека.

Империя “создала” имперское сознание. Человек “имперский” воспринимает “свою” империю как самодостаточную, как целый “космос”, целый мир, как сакральный центр для своих поданных несмотря на её размеры, несмотря на её процветание или упадок. Имперское сознание не приемлет видения мира как целого, в котором “наша” держава есть только её часть, равная другим.